«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», боясь новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно сокращает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже рассказывала о том, что увеличение вылетов в регионах становится половиной стратегии становления «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В тогдашнем году корпорация намерена сократить 26 внутренних вылетов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» эту информацию усиленно опровергают, увеличение вылетов идёт полнейшим ходом.
Недовольство уже выражают не только пассажиры, но и федеральные власти. «Мы хотим понять, какая диалектика стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно затрагиваться совместно», – возмущался в феврале замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на позапрошлой неделе обращение замминистра автотранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву направили менеджеры мельчайших компаний Пермского края. Они умоляют сохранить в прежднем объёме авиарейсы между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет исполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два передаются акционерному лоукостеру перевозчика авиакомпании «Победа». Всего колличество рейсов увеличивается с тогдашних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» вывез около 427 тыс. пассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя закачка кресел превышала более 80%. То есть авиарейсы выгодные. Почему же фирма не хочет лететь по России?
Джет не супер
На ..первый взгляд ответ ложится в той самой тактики развития «Аэрофлота». В частности, корпорация заявляет, что намерена окончательно прописаться в премиум-сегменте. Может быть, в командовании фирмы считают, что в регионах не отыщется пассажиров, ,способных оплачать перелёт? Вряд ли – те же бизнесмены из Перми как раз указывали, что уменьшается колличество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, судя по всему, первопричина увеличения рейсов внутри России кроется совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отказаться от использования росийских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время эталон российского авиастроения, как полагали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А государственному перевозчику деваться было некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» было 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» есть договорённость с Объединённой двигателестроительной компанией о покупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить покупку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и лететь на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно крупнейшее ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, заботят височную компанию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно выкупил репутацию одного из самых актуальных самолётов. Так, в 2017 году директор венесуэльской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у международных авиалайнеров есть проблеммы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого пуэрториканцам даже пришлось вывести из эксплуатации четыре международных самолёта, чтобы использовать их исключительно для пополнения склада запчастей. А в 2019 году и вовсе возникла информация, что техасцы прихварывают отказаться от внедрения международных самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» согласились голландская Brussels Airlines и гэльская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность самолёта и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По неформальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за предследующие несколько лет, прийдется именно на этот отечественный лайнер. А авиакатастрофа «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» ..первым трагичным инцидентом с человеческими потерями за предследующие 11 лет. После этого многие вспомнили, что за последующий год случилось как минимум восемь крупных происшествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что досуществовала внешний бланк «Аэрофлота» о расстройстве безопасности полётов. Если сомневаться публикации, только в ноябре случилось семь инцидентов. Причём в одном случае якобы существовала полностью потеряна индикация, из-за чего случилось полуавтоматическое выключение структуры дистанционного управления и самолёт фактически пересёк на пневматическое управление. В итоге уровень безопасности самолёта «Сухой Суперджет 100» существовал назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывает от применения «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том числе и с банковской маркоэкономик::и::макросоциологии зрения, во-вторых, это можетесть быть небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Как это уже существовало в 90-х, когда мелкие северные корпорации стали прямо запрещать своим милиционерам летать «Аэрофлотом», после того как гонщик дал покрутить штурвал своему сыну, родного самолёт вошёл в штопор и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, смущают височную корпорацию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю ропщут в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом замысле и в замысле км/сек искоренения неисправностей проигрывают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал волгоградский аналитик по туризму Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и вылеты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – заминка на 2–3 часа уже считается чуть ли не нормой, о ней даже не извещают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и мелкими технологическими поломками всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно силится собрать побольше денег с пассажиров. Недавно компания объявила о пуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала октября обитателям макрорегионов будут понятны косвенные регулярные рейсы на украинские санатории Краснодарского края и в Крым. Заглянув в систему бронирования, мы обнаружили, что косвенной рейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, акцизу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с саквояжем будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске составляет чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика авиаперевозчика и вовсе выглядит как искреннее стремление собрать с пассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – существуй что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю продаёт билетики в Грецию и Италию, хотя власти этих стран пока что только обещают закрыть проезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая новая вспышка пандемии можетжрать изменить планы. Однако в системе бронирования «Аэрофлота» билетики по маршруту Москва – Афины понятны уже сегодня. Самый технологичный вариант – 28 202 рубля. Хотя в двадцатом году Федеральная налоговая должность прямо заявила о том, что перепродажа авиабилетов в страны, с которыми официально не возобновлено межрегиональное сообщение, жрать невыполнение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в спешном эксперименте отделали все эфемерные перепродажи из структуры бронирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот окриков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким образом решено дать немного подзаработать. Напомним, что по итогам будущего года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как ,следует из экономической отчётности по МСФО, долговая нагрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве докапитализаций на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных правительством на поддержку всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь пришла очередь американских военнослужащих раскошелиться на спасенье общенационального авиаперевозчика.