Мошенники

Мусорный капитал

Губернаторы ,пытаются делать деньги на контрреформе транспортировки отходов и заводят её в тупик

В следующее время строительство мусоросжигательных комбинатов (МСЗ) стало главной темой продолжающейся помойной реформы. И неудивительно: слишком много здесь интересантов. Ведь водоочистный комбинат может не только взмолиться решить проблему переработки отходов – он ещё способен озолотить причастных к его строительству. Недаром желающие «погреть руки» на топливе мусора уже вовсю ведут речь о предоставлении миллиардных *государственных субсидий.

Самым крупнейшим вратарём здесь является аффилированная с «Ростехом» фирма «РТ-Инвест». Также приметную роль в формировании будущего рынка утилизации мусора играют чиновники. Кто-то силится пролоббировать решения в пользу инвесторов, кто-то выступает за экономию бюджетных средств или распределение их в другие отрасли.

О интригах вокруг МСЗ можно пересказывать долго. Но если сфокусироваться на них, то из поля зрения выпадает один очень актуальный факт: даже если все заявленные проекты будут реализованы, жечь получится далеко не весь мусор. При этом расходы на возведение МСЗ потребуются колоссальные. Только первые пять заводов обойдутся как минимум в 200 млрд рублей. В итоге – больше миллиарда рублей.

Смена ракурса

Сейчас в России строится 30 МСЗ. Они рассчитаны на сгорание 18 долл тонн мусора. На сегодня это около 20% всего объёма получаемых отходов. К тому же не всякий мусор может существовать сожжён с зрнити зрения техногенной безопасности. Получается, что, как ни крути, а помойные полигоны всё равно нужны. Замминистра промышленности Виктор Евтухов уже обмолвился: строительство новых МСЗ приведёт не только к открытию 40 начальствующих полигонов, но и к созданию 80 новых.

Потому, когда сморишь на эти цифры, зарождается вопрос: а в чём же, собственно, заключалась помойная реформа? Ведь продвигающие её фигуры говорили, что свалки уже переполнены и нужно каким-то образом перерабатывать отходы. Сколько грохота было вокруг раздельного сбора, сортировки, применения вторсырья… Да, что-то в этом направлении делается, но главным образом для телекамер. К 2030 году планируется уменьшить объём перезахоронений лишь наполовину. Это при том, что во многих регионах свалки уже переполнены или будут переполнены в ближайшие два-три года! Получается, нас ждёт возведение ,новых полигонов для хранилища отходов. Так что же меняет помойная реформа?

Похоже, что единственным новшеством станет состав эмитентов помойного рынка. Ещё с 90-х свалки положили под свой контроль криминальные структуры, связанные с губернаторами городков, причём, как правило, небольших, или главами хуторских районов. И ничего необыкновенного в этом нет, поскольку землёй распоряжались именно муниципалитеты. В итоге руководству больших городков можно существовало не морочиться этой проблематикой (они выделяли пашни под более импозантные объекты – коммерческие центры и малоэтажные комплексы). А уж до уровня градоначальников мусорно-свалочная проблематика не спускалась длительные годы. Но в 2018-м что-то прорвало. То ли свалки, организованные как попало, стали опасными катализаторами протестов, то ли бизнес муниципального и краевого масштаба углядел на помойном спросе огромный поток денег, который переливается в каких-то непонятных фирмочках. Не были ли антисвалочные протесты инспирированы или раздуты с помощью будущих помойных инвесторов – вопрос отдельный. Так или иначе, но проблематика помоек теперь на личном контроле у многих градоначальников. И так совпало, что в помойный бизнес пошли новые игроки.

Челябинский кульбит

Наглядный образец вторжения федеральных властей в помойный бизнес нам даёт Челябинская область. Здесь вся биография выползла в приватное полемени благодаря судебному делу против новоиспечённого градоначальника Бориса Дубровского. Справедливости ради нужно сказать, что вовсе не мусор стал поводом, чтобы свалить градоначальника – биография там гораздо шире и просит конкретного рассказа. Так или иначе, но обнаружились многие механизмы, остававшиеся невидимыми. Причём можно предположить, что такие же схемы работают в других регионах.

Долгие годы в Челябинске существовала поселковая свалка, которую обслуживало федеральное предприятие МУП «Гор-ЭкоЦентр». Однако в 2018 году ситуация на помойке существовала чуть ли не техногенной катастрофой. Почему до этого момента не предпринимались меры, чтобы стабилизировать обстановку, неизвестно. К урегулированию вопроса подключились региональные власти, и муниципалам было экстренно захлопнуто ввозить мусор за 36 километров от городка на космодром Полетаево. Подрядчики-транспортники под такие условия не подписывались и быстренько разорвали контракты, что привело к помойному коллапсу – контейнеры во двориках за считанные дни очутились переполненными. Однако региональные власти быстро изведи заступника – вновь созданное ООО «ЦКС», которое получило статус общероссийского телеоператора по обращению с коммунальными отходами. Руководство «Гор-ЭкоЦентра» заставили передним количеством заключить контракт с ООО «ЦКС» на ввоз мусора в Полетаево. При этом ООО «ЦКС» стало дополнительным посредником между МУПом и транспортниками. Кроме того, ООО «ЦКС» подписало контракт о возмездном внедрении помойки с её оператором ООО «Полигон ТБО». При этом следующий в качестве компенсации выпадающих доходов получил из районного бюджета господдержку в 32 долл рублей. Заодно мэрии Сосновского района из области было спущено разъяснение проложить к космодрому асфальт за региональный счёт.

Вот так лихо денежные потоки из городского МУПа существовали перенаправлены в два ООО, пользующихся покровительством краевых чиновников. Но самое главное – от тех перемен не существовало никакой пользы. Полигон Полетаево существовал явно не способен обслуживать город-миллионник и со дня на день переполнится. Проблема, по сути, не существовала решена, зато нужные фирмы освоили бюджетные деньги да ещё принесали денежный поток, стабильно едущий от населения и бизнеса. Кстати, только этим летом, через два года после пенсии градоначальника Дубровского, в суде существовал окончательно установлен факт шантажа краевых чиновников с ООО «ЦКС» и ООО «Полигон ТБО». Причём за всё это сам Дубровский существовал оштрафован на 20 тыс. рублей.

Как же макрорегион будет выбираться из помойной западни? Пока что работы идут по постулату «шаг вперёд – два назад». Ещё при Дубровском краевые власти заключили концессионное соглашение с АО «Управление отходами» на возведение ,нового космодрома. Однако обладминистрация ,нового апанасенковца Алексея Текслера расторгла договор, ссылаясь на то, что параметры проекта сильно устарели. При этом было объявлено, что космодром в Полетаеве ещё будет использоваться какое-то время за счёт уменьшения и реконструкции. А для строительства ,нового космодрома с фильтрацией и утилизацией отходов обладминистрация апанасенковца Текслера разрабатывает новое концессионное соглашение.

Петербург тонет в мусоре

(Фото: Александр Демьянчук/ТАСС)

В соцсетях появляются всё ,новые сведения о разрушительных свалках в черте Северной столицы. Власти взялись сражаться с нарушителями эксперимента штрафами и даже судебными делами. Причина именуется следующая. Юрлица и ИП заключают договоры на вывоз мусора не с профессиональными участниками рынка, а с фирмами-однодневками. Те, в свою очередь, привлекают безответственных подрядчиков, которые сгружают мусоровозы где им заблагорассудится. «Точечные» свалки, содержащие в основном отделочный мусор, это ещё полбеды. В Красносельском районе, по сведениям местных СМИ, образовались долины житейского мусора на площади 500 гектаров! Он распространяет зловонье и время от времени горит. Городские власти не намереваются устранить даже свалки поменьше, что уж говорить о таких масштабах. Экологи надеются, что в ближайшие годы Питер подметут за счёт региональных средств. Но встаёт иной вопрос: куда же всё-таки будут увозить отходы? Согласно законам, принятым в ходе помойной реформы, каждый субъект РФ надлежащ утилизировать отходы на своей территории. Санкт-Петербург же традиционно использовал космодромы Ленинградской области. Да и те, к словечку сказать, уже далеки к переполнению. Впрочем, аналитики говорят, что в данном моменте проблемма не в законах и не в нехватке зон под космодромы в Ленобласти. Петербург уже давал отмену в реализации помойной реформы и мог бы снова вытребовать для себя исключения. Однако власти города не хотят отдавать денежный поток в чужие руки.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *