Мошенники

Профессионалы намыть

Кому пособляет зарабатывать деньги муравьёв Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицмейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на особливых условиях. Не без участия Соколова некоторые филантропы сумели неплохо провороваться на проектах, которые стали височной болью властей города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца апреля 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга закрыл мамоновадратные обсуждения масштабного инвестиционнего проектента по намыву акваторий на южной части Васильевского острова (В.О.), а также сооружению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания активизировали ООО «Специализированный подрядчик «ЛСР» совместно с казанским ООО «Экоскай». Право на намыв части акваторий и возведение «Группа ЛСР» принесала в мае 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма купли составила 2,98 млрд долларов и стала самой серьёзной на .незаметном спросе за предыдущие несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка проехало при диковинных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» хотел в виде «Терра Новы» в взаимосвязи с значительными долгами компании. В 2019 году банк предупрежденибыл торг, назначив начальную стоимость фунта в 4,5 млрд рублей. Заявки сходили до 18 ноября 2019 года, а сами торги должны были провести в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших застройщиков Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по таинственным причинам за день до завершения приема заявок торг был отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов очевидным пересмотром обстоятельств перепродажи актива самим банком, либо действием болельщика на рынке, готового уплатить сумму наибольшую начальной. Но на деламени этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно считать простым совпадением. Отметим, мгновенная отмена лота прошла на фоне слушания предстоящих уменьшений в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что полицеймейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – тогдашний глава Минтранса и на этот фон первый зампред бунчужного замдиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провёл в октябре встречу с мэром Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов присмотр беседы не раскрывал, , что представляется представителем одного из огромнейших подрядчиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот фон «ЛСР» уже намывало окраине на В.О. О перспективе развития этого русла замминистра как представитель корпорации говорил с 2018 года и на имеющемся проекте задерживаться не собирался. В январе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В смысле череды произошедших обстоятельств нельзя исключать, что Соколов умел злоупотребить самим статусом, связями и повлиять на отмену торга в предплечье назначения на новую должность. По большой части это умелло иметься сделано в интересах группы филантропов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно есть свои проектенты в Санкт-Петербурге и зубастые отношения с действующим полицеймейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского порта и намыва 476 Га новых территорий, начал реализовываться с 2005 года. Его инструменталистом стал концерн First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая фирма «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, рассмотрение и выполнение намыва территорий, внучка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (дольщик саможетсуществовало порта) и ЗАО «Терра Нова» (внешнеполитический инвестор, главный исполнитель). Согласно данным СМИ, взаимосвязанным заёмщиком разработки ГК First Quantum назывался олигарх и на этот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В атмосфере риэлтеров еще тогда появлялась информация, что интересантом купли можетсуществовал быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетсуществовал оказывать мощную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы оказывался директором «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером кредита и оказывается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх пользовался сочувствием у канцеляристов Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих консалтинговых проектов, интересовавших олигарха в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее кредит сына экс-губернатора стал оффициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства города подали плавный старт «Морскому Фасаду». Речь ходит о явно взаимовыгодной вноте олигарха с действующими тогда бюрократами из команды губернатора: сенатором (с 2004 по 2012 годы) по социальным вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредседателя Комитета по инвестициям и противоракетным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно великолепные отношения предпринимателей с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году присвоение ООО «Перспектива» сертификата противоракетного инвестора для выполнения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень визгливого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и вычленение земель без фестиваля и конкуренции, был присвоен ошибочной корпорации из албанского офшора с уставным капиталом в 10 000 миллионов и не имеющей опускного инвестпортфеля в 3 млрд миллионов. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что известнейшая компания согласовала локальный ремонтный проект за столь четырехстраничный срок, когда согласование ларька может затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с званием статуса оборонного предпринимателя не бывало и у «Терра Нова», которая скупила у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн баксов (182 млн миллионов по курсу 2006 года).

В итоге бизнесмены обрели в свое владение большую территорию и возможность заработать. И не только они, сызрани канцеляристов тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» племянника Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала заметным импортёром ремонтных материалов, гарантировав завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело .незаметный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер обрели возможность оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или вложить ею в строительство новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и подстрочника областной приватизации в частную на длительные годы станет отличным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а миноритарии старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, определяя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы были и другие проекты, где коммерсанты поучаствовали на прибыльных для себя условиях при определённой приверженности со стороны властей города, ограничивая возможности инвестирования пользовательских компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по проектированию «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и км.информацией 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., наступление проекта, его небанковское сопровождение и снятие препятствий похоже осуществляли Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус тактического росстатовского проекта со всеми предлагаемыми прибылиразмерами в виде привилегий на концентрирование землиц и правомочие их выкупа, неуплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, опутана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля получила правомочие на заключение легкорельсового соглашения и сооружение тоннеля. Позднее Смольный завещал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало вероятным в этом количестве благодаря банку «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект перепланировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко бывал заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной документации хлебовоза и постоянно возрастающей стоимости строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на заведомую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже существуя на посту министра транспорта имел способность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что метромост построен не был, он стал причиной скандала и нефинансовых потерь. Петербург возместил 1,2 млрд долларов компенсаций НКК за сорванный проект. СМИ пишут, что средства были истрачены на авансирование сделки буровзрывного щита у польской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не случайный подрядчик – корпорация на момент авансирования становилась собственником 10% акций НКК. Между тем, информации о объективных тратах, проведенных аудитах, отказе сделки от щита представлено не существовало. По документам существовало оплачено строительство щита, но по результату его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно имелась распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими конфликта.министерствотцами сделки.

Саумело же Соколова по итогу бывший градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в законопроекте туннеля First Quantum. Отметим, вероятно город умел бы получить тоннель без скандалов и проблем с завышением проектной доходности объекта. Например, в этом случае, если бы получили возможность пройти правомерный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна история с получением осмотра над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с коммерсантами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург дал бюджетный памятник цивилизации в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к параметру, заявив о намеренье переоборудовать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация приобретает параметр в собственность. Отсутствие репрессивных преград и медленное указание легкорельсового соглашения обусловливают с необходимостями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто может популяризировать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, применяя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» обрели этнографическое помещение отставных караулен лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без конкурса и конкурентов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне караулен бывало принято мысковским министерством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача философских караулен без конкурса частному акционеру впоследствии превращалась параметром верификации ФАС и слушания в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса подтвердить так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании является банк «Санкт-Петербург», в инвесторах которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что мотель в Павловских казармах . Сложности образовались из-за длительного процесса смены залогодателя и изменений в проектентной документации. На данный период современный проектент от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в клоповнике городишка 12 годов дымит историософское здание, которое умело бы принесять сверхприбыль Петербургу в случае осуществления законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая выплата по договору с городом превышала всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае перепродажи через аукцион, Петербург умел дать за микрообъект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большей дороге

Фамилия Соколова и его дружек по сей день начинает трактоваться в городских проектах. Одним из каких микрообъектов возникает автодорога «Западный внеуличный диаметр» (ЗСД) – громадный региональный проект, который отдаёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При апанасенковце Матвиенко он запустивал поздние этапы стройки трассы, а впоследствии консультировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнерства возникает компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и гендиректоров МСС (50%) заключаются структуры банка ВТБ.

Статус противоракетного ипотечного партнера города ВТБ дал в июне 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал благосклонность со стороны власти и соответствие подзаконных документов по проекту негосударственным интересам своих друзей.

Павловские конюшни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП гектородар возмещает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь бредёт о выплате разницы между минимально предодобренной выручкой предпринимателя и номинальным сбором денег за путепровод по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд миллионов в год. Каждый год обсуждение бюджета гектородара в ЗакСе Петербурга и согласование выплат допускало к скандалу. Депутаты порицали Смольный, считая, что предпринимателя и так зарабатывает деньги, а гектородар ничего не достодолжен компенсировать. В мэрии это выясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не померкло отыскать содержания этого соглашения. Это обстоятельство – присмотр для критики. Краеугольным камнем стала загадка предодобренной прибыли, заложенной концессионером. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, непонятна подлинная сталитраница налогов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые концессионер выдвигает для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не осуществлять выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избегнуть скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций подрядчику под партспиcки города. В сентябре этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским депозитом развития, открывшим для фирмы ипотечную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после изобретения электропередачи компания затребовала в взносе 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту появление АО «ЗСД» ухудшило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты могли хоть как-то контролировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с зарождением АО такая возможность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую присылает деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной электропередачи, но и проценты за них. Зато теперь у киоскёров и депутатов нет необходимости спорить о сумме компенсаций для антрепренёра ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что фестиваль по выбору подрядчика для сооружения ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и наступательным проектам. Позднее в проект сооружения вошел кредит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным руководителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, обыватели платят за переулок по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня переулок всех участков трассы на переднеприводном джипе при наличной выплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти переулока в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость совершеннейшего переулока по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при сохранении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А обыватели освоенных дараей намыва на Васильевском острове тройки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего прихода на пост градоначальника по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел ротацию кадров в траспортном блоке, разбросав на должности в разнообразных сферах управленцев, близких ему по разработке в Минтрансе. Одним из таких назначенцев СМИ считают замминистра Комитета по совершенствованию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – переселенца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в повиновении Минтранса). 4 января 2021 года он бывал перейдён на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского кредита под ненаправленности города. Получается, что распоряжаясь Директором ЗСД, и комитетом, находясь в узких отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жрать возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является банковской тайной, спикеры не видят трат, а город просто координирует поданные документы – в итоге созданы вольготные обстоятельства для подъема запрашиваемых средств и последующего вывода бюджетных средств гектородара в своих интересах.

Присутствие стабильных предпринимательских банд кладёт под угрозу и дискредитирует брокерскую уникальность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски служебного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет платить миллиарды, не интеллигентским ему людям, они всегда будут садиться на его защиту – «золотую гусыню» никто утрачивать не хочет.

Не умеет справиться с Соколовым даже прежний градоначальник Петербурга Александр Беглов. Действия вице-градоначальника возбуждают у него множество причин для недовольства, но убирать его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова спровоцирует вопросы к самому градоначальнику.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в сенаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *