Мошенники

Профессионалы намыть

Кому умеет зарабатывать деньги полицмейстер Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на своеобразных условиях. Не без участия Соколова некоторые мультимиллионеры сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали неопределяемой болью властей городишка на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца декабря 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл религиозные обсуждения масштабного инвестиционнего проекта по размыву дараей на северо-западной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный девелопер «ЛСР» совместно с петербургским ООО «Экоскай». Право на намыв части дараей и проектирование «Группа ЛСР» принесала в июле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма покупки изложила 2,98 млрд рублей и стала самой крупной на жилищном спросе за предыдущие несколько лет.

Приобретение компанией «ЛСР» участка прошло при необычных обстоятельствах. ПАО «Сберкредит» хотел в виде «Терра Новы» в связитраницы с большими долгами компании. В 2019 году кредит объявил аукцион, послав трёхклассную стоимость аукциона в 4,5 млрд рублей. Заявки брались до 18 ноября 2019 года, а сами торги должны бывали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших девелоперов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по неожиданным причинам за день до окончания приема заявок аукцион бывал отменен. Эксперты по инвестициям тогда объясняли отмену торгов желательным пересмотром требований закупки актива самим кредитом, либо присутствием болельщика на рынке, намеренного уплатить сумму значительную начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка компанией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно считать обычным совпадением. Отметим, нечаянная отмена лота пройдала на фоне совещания грядущих изменений в стоит.подробном составе Смольного. Осенью 2019 года затвердили о том, что полицеймейстером по инвестициям может стать Максим Соколов – высокопоставленный глава Минтранса и на ээтот момент третий зам бунчужного замгендиректора «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда министр провел в мае встречу с губернатором Александром Бегловым. В СМИ безуспешно силились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов присмотр переписки не раскрывал, , что заключается руководителем одного из огромнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот момент «ЛСР» уже бетонировало территории на В.О. О целесообразности функционирования этого направления министр как член компании твердил с 2018 года и на имеющемся проекте останавливаться не собирался. В апреле 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В смысле вереницы произошедших происшествий нельзя исключать, что Соколов можетбыл прибегнуть собственным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в преддверии распоряжения на современную должность. По большей части это можетбылло бывать сделано в интересах кучки предпринимателей – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно есть свои проекты в Санкт-Петербурге и крепкие отношения с действующим полицмейстером еще с окончания 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузового порта и намыва 476 Га современных территорий, начал разрабатываться с 2005 года. Его актёром стал медиахолдинг First Quantum и входящие в него корпорации – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, указание и проведение намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский порт СПБ» (инвестор саможетбыло порта) и ЗАО «Терра Нова» (наступательный инвестор, главнейший исполнитель). Согласно данным СМИ, основным вкладчиком разработки ГК First Quantum назывался предприниматель и на ээтот момент депутат Госдумы Виталий Южилин. В пятнице девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом покупки можетбыл быть Сергей Матвиенко. Он действительно можетбыл оказывать крепкую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы становился гендиректором «кланового» депозита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером депозита и сохраняется им до сих пор. Ко всему прочему предприниматель пользовался уважением у сановников Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих консалтинговых проектов, моделировавших предпринимательа в ээтот период. На старте проектента его содействие не афишировалось. Зато министра.очередное депозит брата губернатора стал неофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты правительства пригорода дали мгновенный старт «Морскому Фасаду». Речь бредёт о явно взаимовыгодной деятельности бизнесмена с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: губернатором (с 2004 по 2012 годы) по макроэкономическим вопросам Юрием Молчановым (родитель главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и председателем Комитета по инвестициям и внешнеполитическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно хорошие отношения банкиров с Соколовым позволили оперативно сообразовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса внешнеполитического инвестора для устранения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило первопричиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и вычленение земель без конкурса и конкуренции, был присвоен нелепой компании из греческого офшора с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей минимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что немногочисленная компания сообразовала глобальный отделочный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька может растягиваться на месяцы. Всего через год проблем с званием статуса внешнеполитического инвестора не бывало и у «Терра Нова», которая арендовала у «» (фактически же First Quantum арендовал сам у себя) проект и права по намыву земель на аукционе – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по факультету 2006 года).

В итоге филантропы дали в свое имение большую акваторию и необходимость заработать. И не только они, семьи киоскёров тоже не потеряли. Так, компания «ЛСР» отца Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала крупнейшим поставщиком подрядных материалов, обеспечив вывозкий на размыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный участок более 30 Га для строительства ЖК, а в 2020 после отмененного тендера еще 143 Га. Южилин и его талантливейший партнер дали необходимость оперировать землей, перепродавать ее «втридорога» или инвестировать ею в проектирование новых объектов. Вопрос побыл ли Соколов без благодарности за оказание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и подстрочника местной госсобственности в публичную на продолжительные годы станет превосходным инструментом обогащения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов иными инвесторами.

«Сделки новые, а заёмщики старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, определяя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы были и иные проекты, где бизнесмены поучаствовали на выгодных для себя условиях при специфической уступчивости со сторонтраницы властей города, ограничивая перспективы инвестирования сторонних компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проектенте по сооружению «Орловского тоннеля» под Невой шириной 1,6 км и км.информацией 1,7 км, которому был дан старт в 2007 году. Как и в случае с намывом на В.О., продвижение проекта, его внебиржевое сопровождение и выставление преодолений похоже обеспечивали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал ряд внешнеполитического кредитного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде привилегий на перераспределение пашен и правомочие их выкупа, выплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская концессионная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без фестиваля принесала правомочие на заключение легкорельсового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный послал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проектенте стало желательным в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после ухода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при разработке проектной спецификации тоннеля и постоянно возрастающей цены строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на намеренную поддержку проекта со стороны Соколова, который уже имеясь на посту министра транспорта имел возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и экономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей выплат НКК за порванный проект. СМИ пишут, что средства были израсходованы на авансирование сделки очистного щитка у австрийской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не нечаянный заказчик – компания на случай авансирования возникала владельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о нереальных тратах, проведенных аудитах, отказе сделки от щитка показано не существовало. По документам существовало оплачено строительство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была поделена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и остальными членами сделки.

Самого же Соколова по результату недавний губернатор Петербурга Сергей Вязалов обвинил в законопроекте бункера First Quantum. Отметим, вероятно город мог бы получить хлебовоз без скандальчиков и трудностей с завышением проектной рентабельности объекта. Например, в том случае, если бы дали необходимость пройти законный фестиваль на выбор остального подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна перипетия с получением осмотра над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с олигархами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург обрёл антимонопольный барельеф культуры в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к субъекту, отклонив о намерении сконструировать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация получает субъект в собственность. Отсутствие идеологических преград и быстрое согласование акционерного соглашения сопрягают с возможностями друзей Соколова. В эти годы его посчитали одним из этих, кто умеет продвигать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили цивилизационное помещение бывших гауптвахт лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в недвижимость без конкурса и монополистов для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о наркобороне гауптвахт бывало приято поселковым министерством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача цивилизационных гауптвахт без конкурса частному застройщику впоследствии являлась объектом проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами корпорации является депозит «Санкт-Петербург», в кредиторах которого значится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских конюшнях . Сложности возникли из-за продолжительного процесса смены акционера и изменений в проектной документации. На данный момент старый проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В результате в центре городишка 12 годов простаивает этнографическое здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения законного фестиваля и поручения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в приватные руки? Прямая оплата по договору с гектородаром составляла всего 1 млн долларов. По характеристикам экспертов, в случае закупки через аукцион, Петербург можетбыл получить за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день продолжает фигурировать в местных проектах. Одним из таких предметов является трасса «Западный легкорельсовый диаметр» (ЗСД) – огромный антимонопольный проект, который отдаёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале ненулевых в Петербурге. При полицеймейстере Матвиенко он запускал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту замминистра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в основах государственно-частного соглашения является корпорация «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и учредителей МСС (50%) являются структуры кредита ВТБ.

Статус тактического брокерского партнера города ВТБ обрёл в ноябре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал деловитость со сторонтраницы власти и соответствие правовых бланков по проекту розничным интересам своих друзей.

Павловские гауптвахты (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП пригород выплачивает МСС недополученную прибыль из своего бюджета. Речь ходит о выплате разницы между минимально гарантированной выручкой промышленника и номинальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета пригородишка в ЗакСе Петербурга и указание выплат приводило к скандалу. Депутаты ругали Смольный, считая, что промышленника и так платит деньги, а пригород ничего не адекватен компенсировать. В администрации это объясняют выполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось обнаружить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камнем стала тайна гарантированной прибыли, заложенной концессионером. Непонятна системетраница учета, проезжающего по ЗСД транспорта, неотчётлива истинная функция доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые концессионер выдвигает для вознаграждения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не зафрактовывать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, министерство прислало АО «ЗСД» обязательства по уплате компенсаций антрепренёру под гарантии города. В мае этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским кредитом развития, открывшим для фирмы ипотечную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания известила в объёме 1,6 млрд на компенсации МСС. По следк открытие АО «ЗСД» усугубило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то отслеживать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с открытием АО какая перспективу пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую предоставляет деньги у кредита для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан компенсировать не только средства по выделенной кредитной линии, но и процентенты за них. Зато теперь у киоскёров и депутатов нет нужды рассуждать о деньге компенсаций для капиталиста ЗСД.

«Западный скоростный диаметр»

Напомним, что фестиваль по термопрессу концессионера для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и геостратегическим проектам. Позднее в проект строительства вошел банк ВТБ, владеющий четвертью МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году значился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы был бунчужным руководителем «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, сельчане оплачивают за путепровод по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня путепровод всех участков автотрассы на полноприводном лимузине при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти путепровода в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость совершенного путепровода по автостраде М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных условий умеет . Помимо этого, центр Петербург представляет собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А сельчане освоенных территорий намыва на Васильевском острове пятёрки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен этот факт, что после своего отъезда на пост полицмейстера по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провёл ротацию кадров в траспортном блоке, расставив на обязанности в разнообразных сферах управленцев, ближайших ему по деятельности в Минтрансе. Одним из таких ставленников СМИ считают замглавы Комитета по развитию логистической инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 ноября 2021 года он имелся переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это та компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского банка под неприкосновенности города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, обретаясь в теснейших отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь есть невозможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение становится торговой тайной, спикеры не слышат трат, а город просто обговаривает поданные документы – в итоге разработаны вольготные обстоятельства для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств города в своих интересах.

Присутствие неустойчивых неправительственных группировок ставит под угрозу и дискредитирует лизинговую популярность города. Процесс лоббирования чиновниками интересов ритейла всегда влечет за собой риски семейного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет скопить миллиарды, не враждебным ему людям, они всегда будут стоять на его гарантию – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже сегодняшний мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра приводят у него множество причин для недовольства, но выкидывать его глава городишка не решается. Мало ли у кого отставка Соколова спровоцирует вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в многочисленных следк коррупции Игоря Албина? В 2019 в градоначальники явился Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *