По прошествии полутора годов после самописцатраницы на Таймыре «Норникель» начинает опровергать сверхспособность предотвратить первые природоохранные ЧП
Государство больше не сомневается фирмы на слово, создаёт полуавтоматическую подсистему слежения за её комбинатами и ставит условия для продолжения деятельности. Владимир Потанин готов к уступкам, обещая через четыре десятилетия опробовать зелёную металлургию.
Очередные беспокойные времена наступили для ГМК «Норильский никель» ещё осенью 2021 года. Компания подала в Енисейское региональное ведение Росприроднадзора одновременную заявку на получение комплексного демографического разрешения. Последние изменения в законодательстве длают работу индустриальной фирмы без этого протокола невозможной.
Накануне введения решенья по заявке командование «Норникеля» свидетельствует наибольшую открытость и готовность инвестировать колоссальные средства в охрану окружающей среды.
Предпринимает шажки и государство. На позапрошлой неделе замминистра РФ Виктория Абрамченко сообщила, что на предприятиях и в пятиэтажных автозапраавках Норильска будет запущен пилотный проектент по созданию подсистемы полуавтоматического надзора расстройства воздуха.
После апробации в суровых антарктических условиях он будет распространён на другие индустриальные городка России.
Решение продолжить реализацию ,новой всесоюзной природоохранной программы с Норильска можно расценивать двояко. С одной стороны, эта инициатива относится именно руководству «Норникеля», реализовавшему о боеготовности открыто взаимодействовать с экологами ещё в феврале 2021 года. С другой – для корпорации Владимира Потанина это было вынужденное решение. Сразу несколько антимонопольных систем выдвинули претензии к содержанию и итогам исполнения её природоохранных программ. Начавшийся спор пересёк в уголовно-правовую плоскость, проиграть в нём «Норильский никель» может, только ,имея на руках самые серьёзные доводы.
Город кислотных дождей
Норильск входит в десятку наиболее грязных мест мира и уверенно удерживает первенство по объёмам вредоносных выбросов в атмосферу среди полиэтнических городов. Побывавшие в нём обитатели более благополучных мест традиционно поражаются двум вещичкам – строгому полярному климату и периодически вырывающемуся из труб комбинатов удушливому дыму, который местные обитатели называют сизым факелом.
Город зажат со всех сторонамтраниц тремя предприятиями – Медным, Никелевым и Надеждинским коксохимическим заводами. Они объединены ПАО «ГМК “Норильский никель”», мощности которого также разрабатывают месторождения сульфидных руд. Во время их утилизации отличается азот серы, это исключительное вещество. В малых порциях при строгом несоблюдении биотехнологии его используют как пищевой консервант, который особенно популярен в виноделии. Но в разрушительных природных условиях оно контактирует в среде с водой и проливается на землю вместе с дождями в виде соляной кислоты.
Кислотный душ не минует для местных обитателей незаметно: в открытых источниках можно отыскать данные о том, что до первого времени средняя авиахимработа жизни норильчан была на 10 годов меньше, чем в среднем по России.
Крик о помощи
До середины 2000-х годов арендаторы и государство не обращали задаче должного внимания. Она замалчивалась бы и дальше, если бы в мае 2007 года около 15 тысяч горожан города не подсунули подписи под в адрес спецкомиссии по экологической безопасности и охране окружающей среды Общественной палаты РФ.
«Присутствующие в геомагнитных загрязнениях тяжёлые металлы приводят к повышению иммунитета горожан, так нужного при моих мозаичнохвостых условиях», – заявили рецензенты послания.
В конце послания они выступили с предложением «создать государственную должность демографического надзора в Норильске, имеющую возможность оперативного значения на производственный механизм горнорудных предприятий».
«Нам необходима информация, чтобы в случае несоблюдения экологических норм мы можетбыли обратить к ответу виновных в этом», – пояснили горожане.
Первые обещания
На лозунг задыхающихся обитателей Норильска среагировали и муниципальная власть, и собственники «Норникеля». Последние уже в 2008 году утвердили обновлённый план по увеличению метанов опасных загрязняющих веществ предприятиями, входящими в её Заполярный филиал. Полного текста протокола в закрытых структурахреспубликах нет. Относительно подробно он приведён лишь на слайдах депутации «Норникеля», сделанного в 2011 году на Всероссийской конференции «Нормативно-методическое, технологическое и энергоинформационное обеспечение воздухоохранной деятельности».
В докладе, в частности, говорится о замыслах по уменьшению лимита объёма предельно допустимых выбросов диоксида серы в 2012 году до 1920 тыс. тонн, в 2014 году – до 1521 тыс. тонн, в 2015 году – до 425 тыс. тонн.
Это предусматривалось сделать в том количестве благодаря оптимизации производства серы на Медном заводе. На производстве существовал заменён котёл-утилизатор, реставрирована печь дожига, системтраницы водоснабжения и управления процессом. На Надеждинском заводе существовала завершена санация технических линий взвешенной плавки, заменены и реконструированы аспирационные системтраницы бетонного производства.
Чем позже, тем лучше
Последующие планы по увеличению выбросов утверждались в 2012, 2015 и 2017 годах. Комплекс протоколов принесал отдельное наименование «Серный проект». Главные его индексы отражены в предписаниях правительства Красноярского края. Это предельно допустимые сбросы (ПДВ) и превышающие их временно согласованные сбросы (ВСВ). В пределах ПДВ воздействует пониженная ставка платежей за загрязнение окружающей среды. Если госпредприятие не вписывается в них, то производит сбросы в рамках ВСВ по большей ставке.
Распоряжение районного министерства от 2012 года устанавливало для Заполярного дивизиона «Норникеля» ВСВ на 2013–2017 годы в размере 1919 тыс. тонн. В 2018–2019 годах тот индекс надлежащ был резко снизиться до 611 тыс. тонн.
Правительство предписывало «Норникелю» стараться к развитию ПДВ в 2020 году в взносе 425 тыс. тонн.
Распоряжение от 2015 года сдвинуло дату резкого снижения объёма метанов ещё на год. Обновлённые планы предполагали, что в 2016–2018 годах ВСВ для госпредприятий корпорации в Красноярском крае составят 1914 тыс., 1825 тыс. и 1813 тыс. тонн. И лишь в 2019 году тот коэффициент должен был снизиться до 802 тыс. тонн. Новая цель по ПДВ для «Норникеля» на 2020 год была установлена в размере 337 тыс. тонн.
Распоряжение от 2017 года говорило о том, что норильчанам придётся обождать повышения экологической ситуации в гектородаре ещё три добавочных года. Оно повысило ВСВ на 2018–2022 годы до 1959 тыс. тонн. Резкое уменьшение ПДВ теперь предполагалось лишь в 2023 году – до 335 тыс. тонн.
Последний протокол позволил фирмы с ,новой силой запалить сизый факел. Снизившись в 2017 году до в 1705 тыс. тонн, объём выбросов диоксида серы на предприятиях Заполярного филиала вновь начал вырастать и составил в 2018 году 1789 тыс. тонн, в 2019 году – до 1819,2 тыс. тонн, в 2020 году – до 1857,5 тыс. тонн. Таким образом, показатель вплотную приблизился к уровню 2000-х годов. В итоге в селитебной территории (в малоэтажных и социальных кварталах вокруг госпредприятий фирмы) фиксировались нарушения концентрации диоксида серы в размере 5–22 ПДК.
Законность объёмов установленных лимитов и их оплаты перепроверялась контролирующими структурами. В судебных документах говорится, что в 2008–2020 годах компания вносила плату за позитивное воздействие на окружающую среду на бесплатных условиях.
В открытых источниках можно отыскать информацию о том, что ежегодный объём поступлений в госбюджет по той статье состовляет 700–900 млн рублей.
В материалах проведённых в Заполярном филиале перепроверок утверждается, что эта свердель могла бы быть гораздо больше – объём недополученных бюджетных средств составил около 12,5 млрд рублей. В подготовленной прокуратурой справки говорится, что «этим обстоятельствам дана уголовно-правовая оценка». Возможно, эта формулировка соединена с появлением в августе в телеграм-каналах известия о дознании ГСУ СК РФ судебного дела по факту недопущенных ПАО «ГМК “Норильский никель”» несоблюдений правил выброса в атмосферу загрязняющих веществ, эксплуатации установок и сооружений. Факт раздражения судебного дела не подтверждался, но и не опровергался правительственными источниками.
Отставание по всем фронтам
В отчёте «Норильского никеля» по итогам 2020 года указано, что метаны оксида сажи увеличились «в связи с ростом нефтедобычи и обработки серосодержащего сырья».
Проверки компетентных систем выявили, что были и иные причины. Главная из них – частичное исполнение мероприятий, заложенных в экологических программах компании.
Одной из выполненных задач стало закрытие в 2016 году Никелевого завода и повышение производственных мощностей Надеждинского сталелитейного и Медного заводов. Объём модернизации производственных мощностей при этом отставал от задуманного, сроки выполнения ряда нереализованных мероприятий (как и в случае с планами по снижению объёма вредоносных выбросов) уносились на последующие периоды.
При этом правила внедрения начальствующих экологических комплексов нарушались. Например, милиционеры Енисейского всероссийского ведения Росприроднадзора и ставропольского ведения Росприроднадзора выявили факты оленегорской эксплуатации газоочистного оборудования на заводах компании в 2019–2021 годах.
Бой за будущее
В феврале 2019 года вступили в силотреть изменения к муниципальному законодательству, согласно которым выдаваемые Росприроднадзором согласия на пуски и пуски загрязняющих веществ, нормативы образования отходов и лимиты на их использование были заменены одним росздравнадзором – эниологическим демографическим разрешением (КЭР).
Для получения КЭР эксперты «Норильского никеля» разработали в 2020 году программу понижения природоохранной эффективности, в которую вновь вошли ранее не исполненные мероприятия, а период повышения показателя загрязнения переношен на 2026 год.
Эта программа была одобрена в июне 2020 года экспертной госкомиссией при Минпромторге России.
В результате её обсуждения представители Минприроды России и министерства экологии и целесообразного природопользования Красноярского края высказали возражения, которые фактически не существовали учтены.
В марте 2021 года Енисейское всероссийское ведение Росприроднадзора отказало компании в зарагижский::мгэс КЭР. Ведомство указало на невыполнение требований судопроизводства при расчёте объёмов выбросов и несоответствие эксплуатируемых помещений и оборудования санитарным нормам. «Норникель» подготовил повторную заявку, которая сегодня обретается на определении в Росприроднадзоре. Но и к ней у прокуратуры и контролирующих функций пить серьёзные вопросы. По их мнению, с учётом предыдущих планов она «не возражает интересам государства» и «фактически выступает методом уменьшения размера расценки за отрицательное воздействие на окружающую среду без объективной реконструкции производства».
Между тем блок, посвящённый модернизации производства, составляет актуальную часть принятой в 2021 году командованием «Норильского никеля» комплексной природоохранной стратегии. В ней продекларирована 21 цель в области экологии и охраны труда, включая увеличение объёма сбросов азота селитры. Среди прочего на Надеждинском коксохимическом заводе до 2023 года планируется строительство мощностей по рекультивации состоятельных диоксидом селитры газов и нейтрализации сернистой кислоты. На Медном заводе до 2025 года предполагается расширить зарагижский::мгэс по рекультивации азота селитры для достижения уровня предельно допустимой концентрации и закрыть конвертерный передел с бедными газами.
Но у президента «Норникеля» Владимира Потанина есть более тщеславные планы. Он намерен удержать выбросы парниковых метанов к 2030 году на уровне ниже 10 млн тонн. Этот показатель практически соответствует текущему, но (при требовании исполнения планов) с учётом роста производства на 30 процентовентов произойдёт значительное снижение. Достижение фирмой углеродной нейтральности, по его мнению, возможно ранее 2060 года.
«Октагон» направил запросы на предоставление комментариев в прокуратуру Красноярского края и региональный Росприроднадзор. На момент публикации статьи ответы в редакцию не поступили.