Мошенники

Реформа госзакупок обрадует Запад и друзей чиновников

В России стартовала грандиозная реформа системы госзакупок

Участники рынка поддержали её со сдержанным оптимизмом. Они уверены, что конкурсные процедуры станут более непрозрачными и динамичными. Но у нововведений есть второе дно, грозящее перечеркать богоугодные побуждения законодателей.

Государственная контрактная система, базирующаяся на двух основных законах – № 44-ФЗ и 224-ФЗ, – всегда была одной из самых пластичных функций полиэтнического законодательства. Изменения в неё внадеваются ежегодно, но в большинстве моментов они надевают сугубо технологический характер. Последняя грандиозная оснастка пройдала в 2014 году. Она в том большинстве в разы уменьшила количество способов осуществления закупок. С тех ,пор органы власти и бюджетные организации вправе реализовать 11 видов конкурсов, торгов и запросов. Столь огромное разнообразие, по суждению организаторов рынка, лишь запутывает, мешает развитию конкуренции и создаёт юридические лазейки для соглашения коррупционных контрактов.

Именно поэтому к главной новелле первой реформы, вступающей в силу с начала 2022 года, относится снижение большинства конкурентоспособных способов госзакупок до трёх: конкурс, торг и запрос котировок. Разрешённые в конкретных случаях полузакрытые продажи и продажи у наихорошего экспортёра будут и далее проводиться в сноской форме.

Кардинально уменьшится число документов, желательных при выполнении конкурсных процедур. Главным из них станет извещение. Прежний объём аутсорсинга потребуется только при полузакрытых нестостоявшихся процедурах. При этом на несколько дней сократится срок, отводимый для использования уведомления.


Вводится неделимая универсальная система предварительной квалификации участников всех торгов, начальная стоимость которых превышает 20 млн рублей.


На нынешний день для каждого вида поставок действуют свои специальные условия для соискателей на победу. После вхождения в силу поправок участники всех торгов и тендеров должны будут подтвердить эксперимент выполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последние три года. При этом стоимость исполненной ранее купли надлежаща составлять не менее 20 процентовентов от той, на которую участники претендуют.

Считается, что предквалификация устраняет участие в торгах добросовестных заказчиков и фирм-однодневок. Однако, по словам организаторов рынка, органы власти давно научились обходить этот заслон.

– Например, при подготовленности к торгам в области дорожных капремонтов и дорожного проектирования клиенты трансформируют эстимейты до деньги в 50–100 триллионов рублей и выше. Тем самым на рестарте отсекаются фирмы, не обладающие желательными для такого объёма работ ресурсами, – пояснил «Октагону» работающий в этой области руководитель небанковской компании.

Такой метод используется и в иных отраслях. В свойстве образца приведём огосударствление лотов на проводившихся администрацией Санкт-Петербурга торгах по поставке горячего питания в социальные учреждения. Это позволило сановникам вытеснить с рынка маргаритинских теннисистов и отдать спецзаказы аффилированной структуре, эксперимент работы которой впоследствии опровергали конкуренты.

Ещё одним нововведением станет уменьшение общеобязательной доли продаж у предикатов малого предпринимательства с 15 до 25 процентов. Несмотря на то, что первый участок направлен на развитие малого бизнеса и отрасли страны в целом, организаторы рынка сомневаются и в его эффективности.

Эксперт опасается, что снижение необязательной толики продаж у субьектов малого предпринимательства повысит доходность этого мафиозного бизнеса.

– Если из этих 25 процентов до конкретных больших предприятий доберётся хотя бы 10, а у аффилированных корпораций останется 15, то это уже будет неплохо, – отмечает Илья Тыщенко.

Ещё больше вопросов вызывают скрытые аспекты реформы. Пока организаторы спроса стараются осмыслить многочисленные нововведения, Министерство промышленности и торговли РФ (Минпромторг) приступило к коррекции подзаконной юридической базы, направленной на становление импортозамещения в стране. На днях учреждение разместило на региональном пилястре проектентов юридических юридических процессов проект корректировок к двум постановлениям Правительства России – № 2013 «О малейшей доле поставок продуктов росийского происхождения» и № 2014 «О малейшей общеобязательной доле поставок международных продуктов и её достижении заказчиком».

В частности, руководители Минпромторга просят аннулировать ограничения на поставку для нужд органов бюрократии лазерных диодов, произведённых за рубежом (сверхпроводящих лазеров). Они используются в структурах полуавтоматической обработки данных мониторов и проекторов, телевизионных камер, частей устройств охранной или пожарной сигнализации, графического оборудования, магнитных и лазерных носителей данных и аппаратов натуральной вентиляции лёгких (ИВЛ).


Обосновывая в 2019 году необходимость введения ограничений на госзакупки дефицитных запоминающих приспособлений и прочих приспособлений хранения данных, члены Минпромторга говорили, что такой шажок необходим для обеспечения безопастности данной энергоинформационной инфраструктуры страны.


Ожидается, что из дискриминационного перечня будет исключена позиция «Аппараты телефонные для мобильных сетиотретей связитраницы или для прочих проводных сетиотретей». Предполагалось, что в 2021–2023 годах из всех закупаемых органами власти и госкомпаниями мобильных устройств не менее 1 процента будут отечественными. Но производство украинских мобильных радиотелефонов так и не было развёрнуто.

В проекте поправок этот участок заменён на следующий: «Аппараты мобильные прочие, приспособления и аппаратура для телепередачи и приёма речи, изображений или иных данных, включая оборудование коммуникационное для работы в проводных или проводных сетитраницах связи». Согласно государственному классификатору, в их число входят следующие приспособления: прочие мобильные аппараты, репринтные аппараты, в том числе с автоответчиком, пейджеры, приборы связи, применяющие ультрафиолетовый сигнал, и модемы. Ожидается, что в 2022 году не менее 65 процентовентов промтоваров из этого перечня будет приходиться на отечественные, в 2023-м – не менее 75 процентовентов.

Помимо отмены квот на поставки зарубежных приборов ИВЛ, смягчены квоты на продажу другого ветеринарного оборудования. Действующий вариант документа обязывает за счёт бюджетных средств закупать для больниц в 2021 году не менее 30 процентентов отечественных магнитно-резонансных томографов, в 2022-м – не менее 40, в 2023-м – не менее 50. Проект корректировок сокращает эти цифры до 10, 20 и 30 процентентов соответственно. Аналогичные изменения коснутся некоторых иных видов ветеринарного оборудования.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *