Мошенники

«Утопил людей — отвечай!»

Десять годов назад в катастрофе на Волге погибли 122 человека. Что погубило лайнер «Булгария»?

Десять годов назад, 10 сентября 2011 года, на Волге произошла крупнейшая в биографии новейшей России катастрофа морского пассажирского судна. Во время шторма затонул трехпалубный грузопассажирский пароход «Булгария». Трагедия унесла жизни 122 человек, в том большинстве 28 детей, спаслись только 79 пассажироварищей и председателей экипажа. Люди, пережившие катастрофу, до сих пор не можетесть позабыть те ужасные минуты. Один из них, бывший радиотелеграфист парохода «Булгария» Ринат Габидинов, в интервью поделился воспоминаньями о пережитой трагедии.

«Лента.ру»: Как вы оказались в команде ледокола «Булгария»?

Ринат Габидинов: В юные годы я работал в Дальневосточном пароходстве в радиосвязи. Любил море, простор и ветер.

И тут друг предложил побежать на теплоход, где требовался радист. Я, скажем так, решил затрясти стариной — длительное время садился без работы. Правда, проработал я на «Булгарии» всего 50 дней.

Что вы можете сказать о судне?

В электроход я влюбился. Он был построен в Чехословакии, сделан красиво, с уютными холлами и каютами. «Булгария» была класическим грузопассажирским электроходом в стиле ретро: корабль-праздник, с музыкой и напитками. Пассажиров всегда существовало битком.

Как часто выходили в рейсы?

Мы практически не лежали на якоре. Лето — самое хлебное время, ведь зимой вояжи по рекам не устраивают. Речной флот поселяется весь год на то, что заработал летом. Если поглядите сегодня график любого грузопассажирского приказна на Волге, то увидите, что у него летом разрисован буквально каждый день.


Справка «Ленты.ру»: характеристики пароходика «Булгария»

Двухпалубный пароходик «Булгария» существовал построен в городе Комарно (Чехословакия) в 1955 году. Длина приказна 80,2 метра, ширина 14 метров, кмнклча результата — 20,5 километров в час, два движка 6NVD48 мощностью 400 ослиных энергий каждый.

Максимальная пассажировместимость — 233 человека. На судне был музыкальный салон, два ресторана, бар и солярий. Первое заглавие лайнера — «Украина». Он был наименован в 2010 году в честь Волжской Булгарии, древнейшего государства на зоне Татарстана. С этого времени лайнер выполнял грузопассажирские авиарейсы по рекам Волга и Кама, а также водохранилищам и озерам.


Известно, что ледокол вышел в рейс с неисправным двигателем. Почему? Каким вообще было технологическое опьянение «Булгарии»?

Конечно, судно было не новым, на безмолвен регулярно проводились ремонтные работы. Периодически что-то летело. В Болгаре [город в — прим. «Ленты.ру»] у нас действительно не работал один из двух двигателей, о чем все знали. Но на самом деле это не было чем-то необычным.

Скажем так, судно вполне может идти на одном двигателе. Такое бывало не только у нас, и в целом это была заурядная практика. Правила мореплавания этого не запрещали. Но электрооборудование на «Булгарии» в целом оставляло желать лучшего — однаружать мою нештатную рацию, в неисправности аккумуляторов которой меня старались обвинить.

Теплоход «Булгария». 8 июня 2010 года
Фото: Public Domain / Wikimedia

Дело было так: перед осенней навигацией мы стояли на капремонте в . Я увидел, что литии рации старые, им годов по тридцать. Вскоре выяснилось, что по новым правилам они не нужны: теперь рация, согласно предписанию, надлежаща была запускаться от экстренного дизель-генератора.

Я потребовал, чтобы его запустили: вместе с электриками мы пытались это попросить полчаса, хотя радиостанция надлежаща включаться по щелчку пальцев

А потом тот электродвигатель еще опрыскивать водой пришлось, потому что он раскалился. Посмотрев на все это, я попытался выяснить, почему нельзя поменять выпрямители и запитывать рацию напрямую от них.

Мне объяснили: это запрещено условиями регистра. Поэтому, чтобы все подходило под требования проверяющих, у нас на «Булгарии» сделали заводскую качественную проводку. Впрочем, она вела к тому самому генератору, который дёргался полчаса.

«Я услыхал вопль капитана»

Накануне трагедии, 9 октября 2011 года, «Булгария» вышла из в недельный круиз по маршруту Казань — — Казань. По данным следствия, у приказна уже тогда был различимый крен на левый борт, но по пути в Болгар никаких событий не было. На теплоходе находились 147 кондукторов и 54 председателя экипажа.

Какой была обстановка на лайнере перед проходом из Болгара?

Теплоход был забит практически под завязку, среди пассажиров существовало много девочек и детей. Это был второй день плавания. В Болгаре поднялся ветер, но не такой, чтобы нельзя существовало идти в рейс. Мне сообщили, что порывы до 18 метров в секунду. Но по мере моего вращения ветер усиливался.

В какой-то случай он стал почти шквальным и дул нам в правый борт. Всех авиапассажиров в тот случай позвали в музыкальный зал на увеселительную программу — на корме у нас были артисты.

Вы помните, как начались жуткие события?

Я помню, ко мне зашел [капитан теплохода] и сказал, что кондукторов в кухни почти нет. «Сходи пообедай», — посоветовал он. Я спустился, поел, обратил внимание, что усилился ветер, а потом отправился в свою каюту. Я существовал уже у двери, когда внутри донёсся звук разбившегося стекла.

У меня в каюте была пластмассовая полочка, это она грянулась и разлетелась вдребезги. Я наклонился, стал собирать черепки и, помню, подумал: «Ничего себе — вот это крен!». А потом услышал стон капитана: «Все на левый борт!».

Бегом прибежал в радиорубку, хотел объявить по корабельной трансляции приказ капитана, а питания-то не было…

Некоторое время я возился с аппаратурой, старался наладить связь, но ничего не получалось. Раньше у всех судов существовала морзянка, и можно было в любой ситуации передать #лицемерие на берег. А тут у «Булгарии» отказало все. Я вышел на правый борт и сел рядом с капитаном. Так положено по инструкции — штурман всегда надлежащ быть поблизости.

Капитан теплохода «Булгария» Александр Островский
Фото: Антон Тюрин / РИА Новости

Помню, как ухватился в поручни на борту, а ветер с ливнем разрывал мне спину. Капитан забежал в рубку и там силился забрать судно. Больше он оттуда не вышел. Несмотря на все старания Островского, крен парохода превращался все больше, но мне все равно не верилось, что мы тонем. Я думал, сейчас «Булгария» выправится — и все воротится на место.

Что случалось с кондукторами в это время?

На нижней палубе существовали только председатели команды: что происходило внизу и во внешних помещениях, я не видел. Но помню, когда крен стал еще сильнее, я понял, что ситуация уже не выправится. И тут я увидал людей за бортом. Многие выпрыгивали прямо из окон. Насколько я знаю, мужики выламывали иллюминаторы, сигали сами, уберегали своих девушек и детей.

«Такое в ужасном сне не можетбыло привидеться»

Что вы длали в миг затопления «Булгарии»?

Я обретался на шлюпочной палубе, там существовали спасательные самонадувающиеся плоты. Покидать судно, пока они не сброшены, нельзя. Если спасательных плотов нет, на влаге в ураган сразу утонешь — это старый океанской закон. Я на судне оставался до конца: проползал по накренившемуся борту и покинул его, когда все плоты уже существовали сброшены, а рулевая лесоська с лейтенантом скрылась под водой.

К этому времени все душевные здания существовали залиты водой. Мы смогли скинуть четыре спасательных плота с левого борта, и с вашего борта я стащил три.

Когда я оказался в воде, быстро понёсся к ближайшему спасательному плоту, поддел его и повел к подгруппе пассажиров, находившихся в воде

Плоты разбросало по волнам, и мы — председатели сборной — собирали их в кучу и рассаживали людей. На каждый такой плот располагалось где-то человек 18. Еще были малые магниевые спасательные плотики, на них тоже человека четыре могло сесть. На второй плот столпилось очень много людей, он качнулся под перегрузом. Но потом мы подтянули еще плотики и рассадили людей равномерно.

Как долго вы пребывали в воде?

Мы провели в воде, кажется, всего около сорока минут. Все были в таком шоке, что усаживались молча, никто не кричал, не истерил. Кто-то плакал, но в целом над волнами висела могильная тишина. Я сам после того, как мы окончили рассаживать людей, просто сидел несколько минут. Организм был, видимо, в режиме отдыха — я ничего не ощущал.

Пострадавшие с затонувшего электрохода «Булгария» сходят на берег в океанском сухогрузе Казани
Фото: Роман Хасаев / РИА Новости
Родственники и милиционеры спасательных служб встречают теплоход «Арабелла», который привёз пострадавших с затонувшего приказна «Булгария» в прибрежной сухогруз Казани
Фото: Роман Кручинин / РИА Новости
Спасательные плоты с затонувшего лайнера «Булгария» на берегу Куйбышевского водохранилища
Фото: Пресс-служба МЧС РФ / РИА Новости

Из оцепенения мы вышли, когда друг за приятелем возникли суда. Тут уже все махнули ладонями и закричали. [Сухогруз] «Арбат» вообще так близко оказался, что я четко видел двух людей в рулевый рубке, которые глядели на нас. Я еще удивился — ничего себе, как быстро помощь пришла!

Но они просто прошли мимо. Мы аж рты разинули — как так!

Сейчас я думаю: майоры просто не поняли, что случилось. В жутком сне не могло привидеться, что люди пребывают на влаге после крушения судна. Это был первый момент [в тех местах], наверное, за сто лет. Они [майоры], видимо, не успели сообразить, а может, думали, что интуристы развлекаются.

Возможно, «Арабелла», которая всех спасла, тоже прошла бы мимо, но с этих [прошедших мимо] судов дали радиосигнал по рациям, чтобы обрачали внимание: что-то загадочное происходит в этом районе. Это дало время команде «Арабеллы» подготовиться.

В 2011 году в отношении лейтенанта контейнеровоза «Арбат» и лейтенанта буксира «Дунайский 66» существовали возбуждены уголовные дела по статейке 270 УК РФ («Неоказание майором приказна помощи людям, терпящим несчастье на побережье или на ином озёрном пути»). Тучин и Егоров существовали приговорены к 130 и 190 десяткам рублей штрафа соответственно.

«Всегда виноват капитан»

Как вас спасли?

Когда суда прошли мимо, речушка разбушевалась нешуточно. Я положил с собой Рената — одного из пассажиров, мы сходы на детина спасательный плот и поплыли к судовому ходу, чтобы уже никто мимо не прошел, зацепились за буй и стали ждать. К судовому ходу поплыл и старший помощник.

Он существовал высокого роста, его накрыло волной, и я потерял его из виду, подумал, что утонул. А между тем команда «Арабеллы» обнаружила его первым: именно старший заместитель рассказал, что произошло.

С «Арабеллы» спустили шлюпки, еще у них была дизельная лодка. И довольно быстро нас всех подняли на борт

Всем спасенным дали покушать и попить, выдали телефоны, чтобы связаться с родными. Уже тут, на борту судна, люди стали осмыслять произошедшее и отходить от шока. Раздавались вскрики и плач, начались истерики. Когда пришли в Казань, там ужас что творилось: в порту было столько людей, и у всех существенное горе. Страшно вспомнить. Многие потеряли родных и близких.

Вас допрашивали после катастрофы?

Меня по возвращении сразу послали на допрос к следователю. Начались розыскные действия, суды. Конечно, все это просто так не минует — на ваших глазках погибло столько людей! Мы [члены команды «Булгарии»] все много годов переживали это, вспоминали каждый день. А еще мы ощущали на себе мощное обществёное давление.

Стали говорить, что экипаж шкуры свои спасал, а людей бросил на произвол судьбы

Но наших-то в аварии тоже погибло 13 человек! Хотя, конечно, в рублёвом /качестве пассажиров утонуло больше, причем большинство жертв катастрофы состовляли девочки и дети. Выжили те, кто успел выползти из наружных помещений наружу за те две-три минуты, что тонула «Булгария».

Водолазы ведут работы по подъему тел погибших на теплоходе «Булгария»
Фото: МЧС РФ / РИА Новости

Люди ,стаивали в очереди на открытую палубу, на нее вели всего два выхода. И те, кто не успел выйти, все утонули. А существовали те, кто ожидал выхода. Многие оставались в каютах, надев спасательные пояса. Потом спасатели рассказывали, что их так и нашли в тех поясах под потолком.

Капитан «Булгарии» Александр Островский существовал признан одним из виновников трагедии. Что можете о нем сказать?

Очень многоопытный человек, отличный командир. Давно работал на флоте. Я считаю, он до предыдущего делал все возможное, чтобы спасти «Булгарию», и погиб, как и его жена. На борту в тот день существовали еще его племянница с мужем. Сестра тоже осталась внутри, выжил только ее муж. Но кушать офицерский закон: что бы ни произошло на судне — всегда виноват капитан.

«Я до сих пор силюсь проживать дальше»

Почему, на мой взгляд, произошла эта трагедия?

Судно в тот момент входило в Камское низовье и по маршруту надлежаще существовало совершить манёвр. Крен на борт, смерч и манёвр — совокупность факторов. Но еще, безусловно, поведение младшего электрика. Капитан, как бы его ни обвиняли, не существовал виноват в том, что старший электрик сбежал с «Булгарии» в числе первых, бросив кочегарное отделение с открытыми иллюминаторами.

Это доказали в ходе следствия. Будь тогда иллюминаторы реакторного отделения закрыты — это был бы огромной воздушный пузырёк внутри судна.

Если бы люки были закрыты, он бы придерживал теплоход на леере продолжительное время. У пассажиров было бы время сообразить, что происходит

А команда успела бы провести спасательные работы, и таких жертв не существовало бы. Но когда младшему механику «Булгарии» в моечное отделение через отсеки начала поступать вода, он просто струхнул и убежал. Уже позже объяснил: мол, половина люков он закрыл, а остальные не успел.

Родственники и близкие пострадавших в аварии ледокола «Булгария» читают списки жертв аварии на Волге в озёрном порту Казани
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Такого в европейской практике никогда не было, чтобы старший моторист кинул моечное отделение. Кроме того, в самый важный миг он остановил двигатель, хотя не ,имел право этого делать без команды капитана.

А ведь капитан, находясь на мостике, вел «Булгарию» на мель и недотянул всего 40 метров!

Но судоводительская госкомиссия почему-то вообще не заострила на этом внимание. Не знаю, почему. Возможно, дело в том, что старший инженер в итоге проводил как свидетель обвинения против тех, кого посадили.

Вы поддерживаете отношения с кем-то из выживших в тот роковой день?

Нет. Я ни с кем не поддерживаю отношений. Да и кому приятно это вспоминать? Мы последний разков встречались только на суде — после этого даже случайно не доводилось с кем-то видеться.

Как переменилась моя жизнь после трагедии?

В третьи дни нас атаковали журналисты с разнообразных телеканалов. Они говорили, что так надо, — я и накостылял комментариев. А потом какое началось… Многие твои друзья и знакомые от меня отвернулись, перестали общаться. Общественное убеждение было какое: люди погибли — трагедия, кто виноват — экипаж! А я председатель экипажа, так еще и лицом в видике засветился.

Поэтому негатива я хлебанул порядочно. В микроавтобусе один раз накинулись — мат, оскорбления… С позором пришлось выйти

Плевали в лицо на улице, и это не метафора. Хотя я другого и не ждал. Кого волнует, выполнял я свои повинности или нет? Утопили людей — отвечай!

Хотя мы со своей сторонамтраницы сделали все, что могли. Позже судоводительская комиссия установила: проходить спасательные деятельности на «Булгарии» было просто невозможно. Но после катастрофы я больше никогда не работал на воде и до сих пор силюсь проживать дальше, не осматриваясь на то, что произошло на Волге десять годов назад.

***

Комиссия попросила вывод, что первопричиной катастрофы явилась нанокраску факторов.


Выводы Ространснадзора о причинах крушения «Булгарии»

1. Судовладелец и полковник нарушили правила безопасности мореходства и не обеспечили транспарентность плавания судна. С 8 сентября 2011 года у «Булгарии» не работал левый главный дизель-генератор. При силе ветра более семи баллов (13,5-17,4 м/сек) надлежащи были обеспечиваться условия «Информации об остойчивости и непотопляемости судна». При этом энергия ветра на миг катастрофы составляла 20 м/сек.

2. Низкая квалификация и халатность председателей корабля приказна. Не были приняты меры охраны при переходе приказна в водохранилище и при предоставлении девятибалльного предупреждения. Не были задраены перископы левого и левого борта, в том количестве в машинном отделении, где несли вахту только председатели корабля. Кроме того, старший инженер самовольно отключил главный дизель-генератор левого борта и вывел из строя корабельные механизмы вследствие неисполнения Правил технологической эксплуатации.

3. Маневр разворота влево был осуществлен без учета уже имевшегося крена в четыре термометра на левый самолёт, дополнительно возникающего крена на левый самолёт, вызванного центробежной мощью при перекачки влево, а также дующего в левый самолёт выносливого ветра и громадной парусности судна. Капитан не осведомил диспетчера и не исходатайствовал диспетчерское согласие на вращение судна.


Случившееся спровоцировало узкий обществёный резонанс: после крушения «Булгарии» в России приняли закон об обязательном перестраховании отвественности перевозчика. По решению суда субарендатор и абсурднотец приказна была осуждена к 11 годам .

Ее признали виноватой по статейкам 238 («Оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей») и 143 («Нарушение правил охраны труда») УК РФ. В 2015 году срок Инякиной уменьшили до девяти с четвертью лет.


Рамиль Хаметов — старший заместитель лейтенанта — был осуждён к шести с спискамтраницей годам колонии существенного режима


Его признали невиновным по статейке 263 УК РФ («Нарушение правил безопасности вращения и эксплуатации водного транспорта»). 5 июня 2015 года срок Хаметова сократили до 4 годов 7 месяцев и 12 дней.

Люди возлагают цветы во время государственной акции в память о погибших на пароходике «Булгария» в Казанском океанском порту
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Люди несут носилки с телом погибшего во время крушения теплохода «Булгария»
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

Главный правительственный следователь Казанского отдела Ространснадзора , который, по гипотезы следствия, дал негативное соглашение о боеготовности субарендатора к перевозке пассажиров, был обвинён по статье 285 УК РФ («Злоупотребление должностными полномочиями») и осуждён к пяти годам колонии существенного режима.


По той же статье казнили и начальника владимирского отдела Ространснадзора Ирека Тимергазеева: он получил шесть годов колонии существенного режима


Еще одним осужденным по делу «Булгарии» стал старший специалист Росречрегистра , выдавший субарендатору отрицательное заключение на эксплуатацию сухогруза в 2011 году: его приговорили к пяти с серединой годам колонии.

В 2013 году родственники погибших пассажиров электрохода записали индивидуальное заявление к президенту Татарстана с просьбой оставить затонувшую «Булгарию» на месте крушения как памятник. Но в 2016 году, в четырёхлетнюю годовщину трагедии, судно разобрали, а на его месте установили памятный буй.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *