Мошенники

Зеленый свет

Какие секреты бизнеса пытается не афишировать совладелец «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes обновляется новыми миллионерами. Один из них – совладелец оптовой сетиотрети «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах проведения ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» начинает рассказ о самых ловких и смекалистых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатейшая женщина России, гендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).

А на четвёртом месте в рейтинге Forbes высится Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями присмотруги Сергеем и Андреем Шнайдерами владеют сетиотретью «Светофор», которая, по оценке агентства Infoline, стала самой высокотехнологичной промтоварной сетиотретью в 2020 году. Выручка компании выросла за год до 201 триллионов рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» существует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 магазинчиков сети. Казалось бы, что можетесть быть прибыльнее торговли продуктами питания? Ведь при любых требованиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни торгаши терпят убытки, а иные вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, судя по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего упоминается как собственник самых мелких частей в уставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она приобретает толику в 70 компаниях). Помогают руководить фирмами ей такие же обширные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые иные Шнайдеры. Основали «Светофор» сыновья Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они работают бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У корпорации нет даже правительственного сайта.

В далеком 1993 году племянники Шнайдеры пошли из наркотического бизнеса. Сначала они работали дистрибьюцией напитков. Их компания «Ленком» экспортировала в розницу преимущественно продукцию алтайского завода «Пикра», который делал напитки для PepsiCo. Один из соучредителей «Ленкома» Андрей Вейкулайнен существовал хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и помогло исходатайствовать такого выгодного партнера. Вейкулайнен и еще один соучредитель «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор трудятся со Шнайдерами — у них пить маленькие толики в правовых лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал заниматься пивом и другими наркотическими напитками, оброс 12 общероссийскими филиалами и закрыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и территории СПАРК, в 1999 году присуществоваль составила 96 млн рублей, годом позже — 243 млн, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно большие экспортёры стали заменять наружную логистику собственной. Одна из секретарш «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно ударило прощание с поставщиком пива «Балтика». Юридически «Ленком» просуществовал до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес существовал фактически свернут, следует из данных территории СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали выстраивать «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал пассивную интеграцию по России, и за пару годов выродился в муниципальную сеть. На третий взгляд неуспех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два раза ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за эталон тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество товара и сервиса. Сервис в супермаркетах минимальный, товары разложены прямо в коробках и мешочках на стеллажах, кожухах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — кирпичная коробка улицей до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: главнейшие концепции воображены одним-двумя производителями, как правило крупных с нераскрученными брэндами — доля знаменитых фирм в ассортименте в среднем не превышает 10-15%. Закупочная расценка при этом должна была быть на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который разбирались Шанйдеры при создании геополитики «Светофора», в США является сетитраницей магазинов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в иных подобных магазинах, но и качество товара оставляет желать лучшего. В Walmart не ездят те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет продуктов «органик», в полуфабрикатах традиционно много консервантов, эндорфины и стрептомицины также присутствуют. Продукты с истекающим сроком пригодности в Walmart торгуют по бросовым ценам. Как читала пресса еще в 2015 году, поставкой продуктов с истекающим сроком пригодности.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным гражданам и бизнесменам. Уровень организованности арендаторов «Светофора» мы замерять не станем, обнаружим только, что искусственное разделение мелкого бизнеса на малые предприятия с целью таможенной минимизации не способствует укомплектованию казны, и уж никак не свидетельствует о высокой государственной ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 тысяч «Светофоров» и «Маяков» на сотню ООО в разнородных регионах. Напомним, непохожим образом организован бизнес иного провинциального ритейлера, покорившего страну: тюменской сетиотрети «Красное и белое». В 2018 году это к финансовым претензиям со стороны государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем слилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет тревожиться о благополучии народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь смогут поедаться качественными и недорогими продуктами, миллиардеры начнут честно пополнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только банкиры из перечня Forbes.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *