Мошенники

Дмитрий Рогозин загрузился в «Сферу»

С приходом в «Роскосмос» Дмитрия Рогозина в космической отрасли стал активно обсуждаться проект «Сфера» — один из самых амбициозных космических проектов России. Предполагается нарастить спутниковую группировку до 600 аппаратов глобальной системы связи и дистанционного зондирования Земли, создать сверхтяжелую ракету и реализовать пилотируемую программу. И все это нужно сделать до 2028 года более чем за $5 млрд. По силам ли новому руководителю «Роскосмоса» Дмитрию Рогозину столь масштабная задача? Или это очередная космическая «черная дыра», в которой без следа исчезнут бюджетные миллиарды?

До 2018 года программа «Сфера» не упоминалась. Судя по всему, это детище именно Дмитрия Рогозина, который занял пост главы «Роскосмоса» в мае этого года. Ранее говорилось только о проекте «Эфир», разрабатываемом «Российскими космическими системами».

Окончательный облик спутниковой группировки «Эфир», призванной обеспечить всю Россию связью и интернетом, определился как раз к маю 2018 года. На тот момент предполагалось, что она будет состоять из 288 спутников с орбитой высотой 870 км. и обладать способностью работать даже в случае отключения земной инфраструктуры. Согласно презентации, система «могла бы одновременно обеспечивать связью 10 тыс. единиц подвижных объектов транспорта, 10 тыс. точек коллективного доступа в интернет, 10 млн. абонентов персональной связи…».

Десять тысяч точек доступа — это, конечно, не совсем «обеспечить всю страну интернетом». Но количество спутников все равно впечатляло. Сейчас у США 859 аппаратов, Китая — 250, России — 146, у остальных стран — 631 аппарат.

С появлением на нашем космическом горизонте Дмитрия Рогозина было объявлено об еще более глобальной и серьезной программе «Сфера». По проекту количество спутников связи в группировке было увеличено в более чем два раза — до 640. Сдвинулись и даты, предполагается, что все аппараты должны оказаться на орбите до 2028 года.

Предварительно озвучивались необходимые для проекта $5 млрд. Сумма серьезная, это четверть всего федерального космического бюджета. Расчет явно на государство, так как никто из частников в «Сферу» вкладываться не собирается. Но вместе с разработкой, запусками и обслуживанием цена такой спутниковой группировки становится совсем космической.

Странные аргументы

Недавно о проекте «Сфера» в рамках телевизионной программы «Большая игра» рассказал Дмитрий Рогозин, новоиспеченный руководитель «Роскосмоса». То, что услышали зрители, было весьма странным.

По мнению Рогозина, при помощи проекта «Сфера» можно будет пересчитать все деревья в лесных массивах России. Считать в сибирской тайге елки, наверное, дело нужное, но зачем для этого разворачивать беспрецедентную по цене спутниковую группировку? С этим могут справиться и спутники дистанционного зондирования Земли (ДЗЗ) при значительно меньшем количестве.

Безусловно, «Сфера» — вещь полезная, но тратить от трети до половины Федеральной космической программы, не имея четкой цели, выглядит все это как-то странно. Или Рогозин хочет запускать спутники чисто ради запуска? Для большинства людей проект «Сфера» пока выглядит способом выбросить в космос очень много денег, часть которых вполне может оказаться в карманах чиновников от космоса.

Как уже сообщала «Наша версия», Дмитрий Рогозин распорядился забыть про ракеты-носители «Протон» и спешно налаживать производство «Ангары», что может лишить Россию коммерческих запусков окончательно. И приведет к колоссальным потерям для госбюджета. Серийное производства «Ангары» возможно только в ходе реализации «Сферы», а это пока мираж в звездном небе.

Печальный опыт

Вспомним, при реализации космической программы ГЛОНАСС было похищено 6,5 млрд руб. Весь проект ГЛОНАСС оценивался в 326 млрд руб., в украденных оказались классические 2%. Хотя это всего лишь то, что выявили работники 4-го Управления МВД России.

Как уточняло НТВ, денежные средства выводились из легального оборота через сеть фирм-однодневок. Договоры на выполнение научно-исследовательских работ заключались с коммерческими организациями, не имеющими собственной материально-технической базы. Работы фактически выполнялись штатными сотрудниками предприятия, а оплата за якобы выполненные контракты переводилась на счета двух подконтрольных фирм.

Из-за этого скандала по распоряжению вице-премьера Дмитрия Рогозина, который уже тогда курировал в правительстве космическую отрасль, со своей должности был снят генеральный конструктора ОАО «РКС» и проекта ГЛОНАСС Юрий Урличич. Но это не остановило воровство.

Всего ГЛОНАСС сейчас насчитывает 26 спутников, из которых 24 действующих. Теперь речь идет о 600 аппаратах. Можно себе представить масштабы хищений.

В апреле 2018 года в СМИ появились сообщения, что два спутника ГЛОНАСС вышли из строя, и система нормально работает только на территории России. На орбите осталось 22 спутника ГЛОНАСС-М. «Интерфакс» отмечал, что для покрытия территории России достаточно 18 действующих спутников, тогда как для всей планеты их необходимо 24.

То есть мало запустить спутники на орбиту, ими еще надо грамотно управлять, чтобы не было сбоев в работе. К примеру расчетный срок службы спутника ГЛОНАСС составляет сейчас семь лет. Американские спутники GPS работают намного дольше. Так, на орбите до сих пор находится спутник, запущенный еще в 1993 году.

По словам специалистов, проблема российских спутников, и не только ГЛОНАСС, а вообще всех — в электронике. Точнее, в отсутствии у России современной компонентной базы. Возможно поэтому в ноябре 2018 года российская гражданская орбитальная группировка лишилась двух из трех спутников дистанционного зондирования Земли «Ресурс-П». Сейчас в группировке остался один аппарат, который функционирует за пределами гарантийного срока. Следующие спутники данного типа планируется изготовить лишь в 2019–2020 годах. Стоимость производства одного спутника «Ресурс-П», согласно официальным данным, составляет более 5 млрд. рублей.

Словом, если проект «Сфера» так и останется плодом фантазии Дмитрия Рогозина, может, оно и к лучшему.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *