Мошенники

«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин рассказал Sobesednik.ru о конкретной обстановке на росийских дорогах

Следственный комитет поддержал заявление президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину лоббистский тур по полиэтническим дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обсудил с Владимиром Матягиным конкретную ситуацию на международных дорогах.

— Каковы сейчас объёмы коррупции на украинских дорогах?

— Около 100 миллиардов рублей в год. Это на дорогах. Если мы возьмём ещё и такие отрасли, как лесохозяйственное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – может доходить и до триллионов. Но дороги, объяснимое дело — это главная «артерия», связанная со всеми остальными отраслями экономики.

— Что вы размышляете о зычной биографии с задержанием командира ростовского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно изумление хоромами замначальника Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в данном регионе пить такие хоромы – у замначальника ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти схемы работают везде. Сейчас в России сотрудники контролирующих органов выскакивают на работу не законы блюсти, а зарабатывать.

По версии следствия, Сафонов за плату позволял фурам с «перегрузом» зерна или других глинистых грузов беспрепятственно смещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая может быть невыгодна только покупателям и милиционерам контролирующих органов. Перевозчикам она не невыгодна. В минувшем году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти схемы изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство транспорта. А структураница Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор играет тендеры, в которых участвуют отделочные компании.

Владимир Матягин

— И хочет выручить за ремонтные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально низкая стоимость побуждает перевозчика возить цементы с «перегрузом». Сначала всё становилось так: гаишник превысил «осевую нагрузку» — и заплачал руководителям ГИБДД 100-200 рублей. Эти платёжные ручейки ломились к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом начались масштабные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно забирать на постах с шоферов «денежку», всё может выйти наружу. Были частотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда сотрудники ФСБ вскрыли коррупцию в размере 5-6 миллиардов рублей в день.

— Собирать контрибуция на постах стало неудобно.

— Теперь грузовладельца притормаживают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — новоиспечённого руководителя контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в те схемы. В начале месяца решальщику поступает перечень мотоциклов с номерами и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается представитель грузовладельца – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в полемени – и передаёт деньги за свои машины. Цены могут разниться от 10 до 50 тысяч рублей, в совершениитранице от реальных дорог и подразделений. Сначала к «решале» заскакивали с чемоданчиком, потом отупели и стали делать переводы на колоды его родственников или перегонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно эта схема сейчас функционирует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно перезванивали мне и спрашивали: а когда у нас замначальника ГИБДД посадят? Мы провели там проведения в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают приезжать с перегрузом, а дань берут не только с зерновозов, а даже с маленьких «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, сельскохозяйственные продукты…

— Всё это гарантированный «перегруз».

— Да. И на него есть ежегодный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для руководителей ГИБДД, которые работают на постах, есть специальные отличительные знаки на машинах – прозвища вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в те схемы не влез. Если у гаишника на машине написано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у гаишника какого знака нет, ему говорят: бланк будем оформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или другая схема: в Крымске возле заправки существовал невзрачный ларёк. Перевозчик заходил туда и оплачивал денежку, чтобы проехать в Новороссийский порт по наихорошей дороге через Владимировку. И ему в вагонном листочке ставили соответствующий штамп. За той схемой мы наблюдавали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группировкам «оппонента», по рациям прошла информация, что поехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по твоим шлюзам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в полудневное время выдвинули туда машину с социальным контролем, легли и надеваем на Youtube: машины подъезжают к конторе Ространснадзора, демонстрируют маршрутный листок, где стоит штамп, и едут дальше. Потом к нам подходит командир поста и спрашивает: а вы что, тоже в полудневное время работаете? Тем временем незапланированной пешеход подъезжает к инспектору, чтобы показать маршрутный листок со трафаретом – боясь, что иначе его накажут, – комиссара нигде нет, пешеход уже ,пытается пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я побежал к начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои милиционеры. И он мне: «Да существовать такого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, коньяки дешёвые стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетиках комендантов ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все доезжают с перегрузом, а мои милиционеры не могут справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте лапшу кому-нибудь другому на уши вешайте – приводите всё в порядок, или мы раскладываем информацию в частный доступ.

— Получается, в других регионах замначальники ГИБДД или Ространснадзора могли бы разделить судьбину Сафонова?

— Да, все эти коррупционные модели всегда упираются в заинтересованность командования контролирующих органов.

— В эких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё понимаете о ГИБДД, ГИБДД понимает о вас. Что побуждает вас начинать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: платил бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, преступность отражается на всех сферах нашей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда бросим нашим детям? Им же с этим всем придётся жить. В нашем обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не желает ничего делать. Но если вы не будете защищать свои права, они потом однаружмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, мафиозная логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из тогдашних высоких офицеров ГИБДД и других контролирующих органов начинали свою карьеру заурядными следователями на дорогах. Они и достраивали ту систему. То, что мы видим сейчас – продолжение того, что они достраивали в 90-ые.

— При этом системтраница усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических районов взвешивания.

— Так хотят убрать «человечий фактор» общения с комиссаром и преступления взятки. Но в 2019 году мы перепроверяли ситуацию в Краснодарском крае, там как разиков поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает ваткой номер, проезжает район взвешивания, а потом высчитывается с комиссаром. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для надзора поставим у этих районов костюмы ДПС. И снова вот он, человечий фактор. Надо переменять законы.

— Насколько серьёзны нарушения в так называемой «нагрузке по осям» транспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта несуразность в законодательстве – способ заработка. На участках полуполуавтоматического взвешивания не высчитываются разрежение воздухутора и другие факторы, влияющие на удельный вес грузопассажирского автомобиля, перевозящего зерно или глинистый груз. В момент проезда района полуполуавтоматического контроля поток воздухутора от машины может создать разрежение на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого случится некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы туроператор был законопослушным. Коммерческим организациям на территории государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех тропинках России к 2024 году полуавтоматических районов полулёгкого контроля. И те организации заинтересованы в том, чтобы туроператор соблюдал и доплачивал за это. А предположение туроператоров было опротестовано государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже объективная опасность на дороге?

— Да, он уменьшает инерцию машины, ее маневровый путь. Но это несоблюдение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди подыхают от него на дорогах целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не случится семейственная трагедия на дороге, никто не задумается.

— Что нужно делать для решения проблемы?

— За «перегруз» нужно делать ответственным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять системтраницу контролирующих органов и пересматривать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и окрестных регионах, мне кажется, только озлобится в взаимоотношении перевозчиков.+

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *