Мошенники

«Говорят — протокол будем оформлять или «звонок другу»?». Как коррупционеры из ГИБДД зарабатывают на «золотые унитазы»

Руководитель «Грузавтотранса» Владимир Матягин пересказал Sobesednik.ru о конкретной ситуации на полиэтнических дорогах

Следственный комитет поддержал обращение президента «Грузавтотранса» Владимира Матягина, в котором тот предложил главе СК Александру Бастрыкину лоббистский сет по полиэтническим дорогам вместе с общественниками. «Собеседник» обговорил с Владимиром Матягиным объективную ситуациютраницу на росийских дорогах.

— Каковы сейчас объёмы коррупции на украинских дорогах?

— Около 100 триллионов рублей в год. Это на дорогах. Если мы возьмём ещё и такие отрасли, как таёжное хозяйство, пожарную инспекцию и т.д. – можетесть доходить и до триллионов. Но дороги, очевидное дело — это главная «артерия», связанная со всеми остальными сферами экономики.

— Что вы думаете о звучной биографии с задержанием начальника курганского ГИБДД?

— Мне, вообще говоря, не понятно удивление хоромами зам.начальника Ставропольского ГИБДД Сафонова. Да в любом макрорегионе есть такие хоромы – у зам.начальника ГИБДД, Ространснадзора, Ростехнадзора, пожарников, лесовиков и т.д. Эти модели работают везде. Сейчас в России сотрудники контролирующих органов выходят на деятельность не законы блюсти, а зарабатывать.

По следстви следствия, Сафонов за взятку позволял фурам с «перегрузом» семени или других глинистых контейнеров беспрепятственно перемещаться по Ставрополью. Что вообще за схема с этими «перегрузами»?

— Это схема, которая может быть выгодна только покупателям и сотрудникам контролирующих органов. Перевозчикам она не выгодна. В позапрошлом году я встречался с главой СК Александром Бастрыкиным и подробно ему все эти модели изложил. Смотрите. Если мы берём самосвальный бизнес – это стройки. Заказчик дорожного строительства — Министерство транспорта. А структураница Министерства транспорта – это «Росавтодор». Росавтодор разыгрывает тендеры, в которых присутствуют отделочные компании.

Владимир Матягин

— И хочет уплатить за ремонтные работы как можно меньше?

— Совершенно верно. Нереально высокая стоимость понуждает перевозчика таскать пиломатериалы с «перегрузом». Сначала всё делалось так: таксист недополучил «осевую нагрузку» — и выручил сотрудникам ГИБДД 100-200 рублей. Эти денежные ручейки стеклись к командованию контролирующих органов, которое ставило «план». Потом завершились масштабные стройки, а схема стала неудобна: если постоянно брать на постах с гаишников «денежку», всё можетесть выйти наружу. Были частотные случаи, как на Чудовском посту на границе Ленинградской и Новгородской области, когда милиционеры ФСБ вскрыли секретномтраницу в размере 5-6 триллионов рублей в день.

— Собирать дань на постах стало неудобно.

— Теперь перевозчика притормаживают и дают ему номер телефона, по которому надо позвонить. Это номер «решальщика» — бывшего милиционера контролирующих органов или чьего-то знакомого, вошедшего в эти схемы. В начале месяца решальщику поступает список автомобилей с номерами и принадлежностью компании-перевозчику. Потом с ним встречается представитель перевозчика – у него дома, в коммерческом центре, в машине где-нибудь в поле – и передаёт деньги за свои машины. Цены могут различаться от 10 до 50 десяток рублей, в совершениитранице от определённых дорог и подразделений. Сначала к «решале» заскакивали с чемоданчиком, потом обнаглели и стали делать переводы на колоды его родичей или перегонять деньги на какие-нибудь счета.

— Именно та модель сейчас функционирует во многих регионах России?

Да практически во всех. Перевозчики Краснодара и Ростовской области недавно звонили мне и спрашивали: а когда у нас начальника ГИБДД посадят? Мы провели там проведения в 2019-2020 году. Перевозчики там вынуждают мотаться с перегрузом, а контрибуция берут не только с зерновозов, а даже с крохотных «газелей». Самосвальный бизнес, лесовозы, земледельческие продукты…

— Всё это гарантированный «перегруз».

— Да. И на него пить еженедельный «абонемент» от ГИБДД. Список автомобилей. А для милиционеров ГИБДД, которые работают на постах, пить специальные отличительные знаки на машинах – названия вроде «ПТК» или «Армада», которые они периодически меняют, чтобы никто в эти схемы не влез. Если у пешехода на машине записано «Армада»…

— Значит, за него заплачено.

А если у таксиста такого знака нет, ему говорят: протокол будем переоформлять – или «звонок другу»? То есть, «решальщику». Или иная схема: в Крымске возле заправки был невзрачный ларёк. Перевозчик заходил туда и платил денежку, чтобы проехать в Новороссийский порт по единственной дороге через Владимировку. И ему в подпорном бундесманшафте ставили соответствующий штамп. За этой схемой мы наблюдали несколько месяцев.

— Как всё происходило?

— Сначала по группировкам «оппонента», по рациям прошла информация, что поехали общественники. Нас ждут, и мы ждём. Потом мне по вашим шлюзам написали, что Ространснадзор и ГИБДД дали «окно» с 2 ночи до 6 утра. И мы в дневное время выдвинули туда машину с политическим контролем, встали и снимаем на Youtube: машины подъезжают к конторе Ространснадзора, демонстрируют маршрутный бундесманшафт, где стоит штамп, и доезжают дальше. Потом к нам приближается замначальник поста и спрашивает: а вы что, тоже в дневное время работаете? Тем временем незапланированной пешеход подъезжает к инспектору, чтобы показать маршрутный бундесманшафт со трафаретом – боясь, что иначе его накажут, – контролёра нигде нет, пешеход уже удаётся пройти на пост, а ему оттуда машут: езжай, езжай! Такая вот «картина маслом».

— Что дальше?

— Я двинулся к зам.начальнику Ространснадзора по Краснодарскому краю Павлу Переверзеву. Говорю: я видел, как работают мои сотрудники. И он мне: «Да существовать какого не может, всех накажем!» Я был в кабинете у этого товарища: хорошо оформленный кабинетик с дорогой мебелью, коньяки милые стоят, сабельки висят. Если такой кабинет у госслужащего, то какие же у него хоромы? В кабинетах зам.начальников ГИБДД всё тоже хорошо, но не настолько, поскромней. И он мне отвечает: «Да, все уезжают с перегрузом, а мои сотрудники не можетесть справиться с ситуацией…» Я говорю: «Давайте вермишель кому-нибудь другому на уши вешайте – приводите всё в порядок, или мы вываливаем информацию в частный доступ.

— Получается, в других регионах коменданты ГИБДД или Ространснадзора можетбыли бы разделить участь Сафонова?

— Да, все эти коррупционные схемы всегда застопориваются в озабоченность руководства контролирующих органов.

— В эких регионах нет коррупции на дорогах?

— В двух. Это Чечня и Алтай.

— Вы всё знаете о ГИБДД, ГИБДД знает о вас. Что побуждает вас продолжать борьбу с «царицей дорог»?

— Мне многие говорят: платил бы ГИБДД спокойно, и всё. Но, во-первых, надоело. Во-вторых, коррупция отражается на всех сферах моей экономики, и пока это так, у нас везде будет бардак. В-третьих, а что мы тогда бросим нашим детям? Им же с этим всем придётся жить. В моём обществе распространён нигилизм. Никто ни во что не верит, не хочет ничего делать. Но если вы не будете отстаивать свои права, они потом однаружмут с вас ещё больше.

— Честно говоря, воровская логика. Что-то из 90-х.

— Не удивительно, ведь многие из прошлых низких офицеров ГИБДД и других контролирующих органов продолжали свою карьеру заурядными комиссарами на дорогах. Они и сооружали ту систему. То, что мы видим сейчас – продолжение того, что они сооружали в 90-ые.

— При этом системтраница усовершенствовалась и дошла до полуавтоматических участков взвешивания.

— Так хотят убрать «человеческий фактор» общения с констеблем и преступления взятки. Но в 2019 году мы проверяли ситуациютраницу в Краснодарском крае, там как разков поставили полуавтоматические участки взвешивания. Перевозчик завешивает ветошью номер, проезжает участок взвешивания, а потом рассчитывается с констеблем. Власти и ГИБДД Краснодарского края решили: давайте тогда для надзора поставим у тех участоков наряды ДПС. И снова вот он, человеческий фактор. Надо переменять законы.

— Насколько серьёзны несоблюдения в так называемой «нагрузке по осям» транспортного средства, разрушающей дорожное полотно?

— Эта перипетия в судопроизводстве – метод заработка. На участках полуполуавтоматического дозирования не учитываются сопротивление воздуха и другие факторы, влияющие на удельный вес грузового автомобиля, перевозящего зерно или глинистый груз. В момент въезда участка полуполуавтоматического контроля поток воздуха от машины может создать сопротивление на датчик, вмонтированный в дорожное полотно, и из-за этого произойдёт некорректное взвешивание. Никому не интересно, чтобы грузовладелец был законопослушным. Коммерческим организациям на инфраструктуре государственно-частного партнёрства дано право на реализацию развёртывания на всех дорогах России к 2024 году полуавтоматических районов полутяжёлого контроля. И эти организации заинтересованы в том, чтобы грузовладелец нарушал и платил за это. А воззрение грузовладелецов было расценено государством в лице министерств и ведомств.

— Обычный «перегруз» – это уже объективная опасность на дороге?

— Да, он снижает косность машины, ее маневровый путь. Но это нарушение тоже выгодно контролирующим органам для коррупционного заработка. Хотя люди калечаются от него на дорогах ,целыми семьями. Такое чувство, что пока у кого-то из контролирующих органов не произойдёт семейная катастрофа на дороге, никто не задумается.

— Что нужно делать для решения проблемы?

— За «перегруз» нужно делать важным заказчика. То есть, Росавтодор и Министерство транспорта. Пришла машина с перегрузом – виноват. Или, например, компании, которые осуществляют разработку карьеров. Загрузил машину с перегрузом – виноват. Параллельно нужно менять системтраницу контролирующих органов и корректировать законодательство. Показательная «порка» в Ставрополье ничего не даст. ГИБДД по стране, конечно, на время притихнет, чтобы поменять тактику. А в Ставропольском крае и окрестных регионах, мне кажется, только озлобится в отношении перевозчиков.+

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *