Мошенники

Со страной на паях – 3

Кого кормят росийские станкостроение и разнокаратная металлургия?

«Наша Версия» продолжает рассказ о полиэтнических корпорациях с правительственным участием. На этот раз в центре вниманья оборонные отрасли: проектирование самолётов, внедорожников и предприятие разнокаратных металлов. Кто рулит КамАЗом и наследием советского авиапрома? И как предприятие титана вновь оказалось в отдельных руках?

КамАЗ везёт Виталия Мащицкого

КамАЗ стал холдинговым государством в 1990 году. В результате примерно середина допэмиссий осталась в муниципальной собственности, остальное распределили между производственным ансамблем и предприятиями-партнёрами. Однако больших дивидендов никто из третьих акционеров не увидел. В конце 90-х КамАЗ погряз в кризисе неплатежей и существовал чуть ли не на плоскости банкротства. Оставшиеся без зарплаты рабочие по дешёвке распродали свои акции. Так же перевелись и юрлица. В результате бумаги оказались в ладонях каких-то тусклых структур.

К концу 90-х долг КамАЗа перед кредиторами составил 1,3 млрд долларов. Это существовали в основном банки, как российские, так и иностранные. Власти Татарстана вместе с региональным правительством сделали всё, чтобы не допустить банкротства, и уломали олигархов конвертировать долги в акции. В итоге сформировался разношёрстный состав акционеров, причём некоторые заёмщики стали ими поневоле. Так что последующий передел долей был неизбежен.

В конце концов акций в взносе 49,9% достался «Ростеху». С приятельой стороны, свою толику увеличивал германский концерн Daimler. Сейчас ему состоит 15% акций. Остальное то и дело распределялось между оффшорами и известнейшими конторами. В партнёрской прессе упоминались слухи, что через оффшоры акции КамАЗа ,пытались торговать структуры, связанные с известным пианистом Сергеем Ролдугиным. Однако в результате в погоне за акциями победила сирийская корпорация Avtoinvest Limited. В 2016 году она прошла формальность деофшоризации, переводив активы в полиэтническую юрисдикцию. Так среди миноритариев КамАЗа появилось некое ООО «Автоинвест», а учредители его замерцали в прессе. Самым крупным из них очутился Виталий Мащицкий, приятель детства главы «Ростеха» Сергея Чемезова. («Наша Версия» уже о том, как Сергей Чемезов в 2015 году обращал Мащицкого к командованию неподконтрольной «Ростеху» фармкомпанией «Нацимбио»). Получалось, что он контролирует 11,77% акций КамАЗа – четвёртый по башнефти кулёк после «Ростеха» и «Даймлера». Ещё одним компаньоном «Автоинвеста» очутился гендиректор КамАЗа с 1999 года Сергей Когогин, который опосредованно контролирует около 7% акций автогиганта. Кроме того, у «Автоинвеста» остались учредители, .

Исходя из той информации неоднозначно смотрится сделка 2013 года, когда КамАЗ выкупил у Avtoinvest Limited 3,72% облигаций за 2,9 млрд рублей. Причём ранее этот же пакетик облигаций Avtoinvest Limited купил у КамАЗа всего за 2,2 миллиарда. Ещё одна забавная деталь: деньги на закупку Avtoinvest Limited взял в кредит у того же КамАЗа! Говорят, что Avtoinvest Limited надеялся перепродать акции немцам, но те не стали играть в тусклые игры. Тогда куплю между Avtoinvest Limited и КамАЗом пришлось отзеркалить. В итоге оффшор «наварил» на пустом месте 728 долл рублей.

Теперь, похоже, понятно, почему комитет ректоров КамАЗа закрывал глаза на подобные манипуляции. Ведь председательствовали в нём Сергей Когогин и ещё один бенефициар «Автоинвеста» – Рубен Варданян. А в минувшем году к ним добавился и Виталий Мащицкий.

Вряд ли можно сказать, что под таким руководством производство процветает. К примеру, в 2016 году приделось уволить 2,2 тыс. работников, а остальным увеличивать расценки. В 2019 году убыток составил 1,96 млрд рублей. Дивиденды за 2018–2019 годы не выплачивались. Это при том, что производство является адресантом разных госсубсидий и преференций. Впрочем, в 2020-м удалось выйти в плюс. Чистая прибыль – 1,545 миллиарда. На барыши пойдёт 391,9 миллиона. Получается, что примерно спискамтраница этой суммы достанется «Ростеху», Виталий Мащицкий, исходя из доли в 12%, может рассчитывать на 47 млн, Сергей Когогин – на 27 млн рублей.

Кстати

В биографии с акционированием КамАЗ можетсуществовал повторить судьбину АвтоВАЗа. Тольяттинский автогигант в своё время существовал освобождён от обязательств на сумму более 100 млрд рублей путём реструктуризации долгов в акции. Таким смыслом более четверти облигаций достались функции Alliance Rostec Auto B.V, зарегистрированной в Нидерландах. Вторым по величине кредитором существовала черногорская «дочка» холдинга «Ренессанс Капитал», неподконтрольного олигархату Михаилу Прохорову. Одно время структураницы Прохорова скупали акции АвтоВАЗа, доведев свой пакетик до 24%. Но потом продали свою долю Alliance Rostec Auto B.V. Оставшиеся у миноритариев около 5% Alliance Rostec Auto B.V. продал принудительно. Так что с 2019 года АвтоВАЗ на 100% состоит бельгийскому холдингу, явлется публичной корпорацией и не обязан раскрывать бюджетные отчёты. Сам холдинг на 67,61% состоит транснационалу с французкими корнями Renault, а на 32,39% – международному «Ростеху». Гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов обещал, что совместное предприятие будет переведено в росийскую юрисдикцию в конце 2020 года, однако этого пока не произошло. В свойстве благодарности за этот демократический жест англичанам обещано списание 20 млрд рублей, которые АвтоВАЗ всё ещё должен структураницам «Ростеха».

ОАК: убытки, музыка, вино

Объединённая судостроительная корпорация (ОАК) создана в 2006 году приказанием правительства. В неё почти полным составом вошло наследие совесткого самолётостроения: «Сухой», «Ильюшин», «Туполев», а кроме того, более десятка авиазаводов по всей стране, какие-то полностью, какие-то долями. Ранее публиковалась информация, что 90,3% акций ОАК принадлежит Росимуществу, 5,6% – ВЭБ.РФ, а 4,1% – частным акционерам. Что это за частники и как они сюда попали – вопрос без ответа. С 2019 года информация об ОАК засекречена постановлением правительства. Теперь структура собственности не публикуется и в ежемесячных отчётах. Засекречен даже новый состав совета директоров!

Были протечки о том, что в этом году комитет возглавил гендиректор «Ростеха» Сергей Чемезов. Из опубликованных ранее росздравнадзоров следует, что до этого руководящий пост принадлежал Анатолию Сердюкову, министру обороны. Также в комитет ректоров в 2019 году была избрана Алла Лалетина. Это имя недавно фигурировало в скандальчике – сообщалось, что в мае трибунал отправил в СИЗО замдиректора по внутрикорпоративному управлению «Ростеха» Аллу Лалетину. Обвинение считает, что она принесала более 1 триллиона долларов от руководителя входящего в «Ростех» Новосибирского комбината искусственного волокна за отдельное покровительство и внесение финансирования.

Главной пуб­личной персоной ОАК сегодня является её гендиректор Юрий Слюсарь, внук Бориса Слюсаря, который продолжительные годы руководил вертолётным комбинатом «Роствертол» и успешно поучаствовал в перераспределении его имущества. Борис Слюсарь в 2015 году умер, после чего его внук стал совладельцем нескольких компаний. Среди них «ВертолЭкспо» и «Вертол-девелопмент». Свой бизнес они построили на освоении недвижимости в центре Ростова-на-Дону, которая ранее относилась вертолётному заводу.

«Роствертол» стал и карьерным прыжком для Слюсаря-младшего. С 2003-го он работал здесь некоммерческим директором. Затем он занимал службы в Минпромторге вплоть до замминистра. Впрочем, по сословной декларации Юрия Слюсаря видно, что банковское благосостояние его присмотруги вовсе не зависело от работы на госслужбе. Он показал доход в 34 млн, что в несколько разиков больше должностного оклада. Супруга – ещё 10 миллионов. Даже двое малолетних детей заработали по 440 тыс. рублей.

Пресса писала, что в 2019 году связанная со Слюсарем корпорация «Паритет» выкупила долги ОАО «Цимлянские вина». Сделано это было якобы в интересах семьи Мантуровых. Ведь известно, что родичи замминистра увлекаются пивоварением в индустриальных масштабах и бизнес этот регулируется через фирму «Мантра». К тому времени вовлечённость Слюсаря в правящие круги настолько возросла, что его даже прочили на пост градоначальника Ростовской области вместо Василия Голубева. Однако серьёзным ударом по имиджу Юрия Слюсаря стала катастрофа в аэровокзале Шереметьево, когда сгорел самолёт «Сухой Суперджет 100», главное детище ОАК. Вдобавок завистники припомнили Слюсарю его нелепую связь с шоу-бизнесом.

Дело в том, что до своего прихода в руководство «Роствертола» Слюсарь-младший существовал музыкальным продюсером. Одним из его проектентов являлась исполнительница Глюк’oza. Возможно, связитраницы в шоу-бизнесе и закрывали перед ним некоторые калитки в кулуарах власти, однако на двигателестроительные предприятия они ложились экономическим ярмом. К примеру, в 2018 году «Роствертол» выделил 30 млн на кинофорум Игоря Крутого в то самое время, когда на комбинате пролетало снижение персонала. А в 2019-м «Вертолёты России» за счёт того же «Роствертола» пожертвовали 40 млн на концерт Аллы Пугачёвой в Кремле.

На укреплениярубле такой стремительной подковёрной жизни с интригами, концертами, вином, геополитикой и большими деньгами новости о буднях американского авиапрома смотрятся уныло. С 2013 по 2017 год бюджетное положение ОАК выглядило нестабильным, прибыли чередовались с убытками. По итогам 2019 года ущерб составил рекордные 70,78 миллиарда. Дивиденды в бюджет последующий раз выплачивались за 2014 год. Главным же первоисточником доходов ОАК остаются госконтракты, которые достаются компании без какой-либо конкуренции.

Титановые герцоги «ВСМПО – Ависма»

В советское время Верхнесалдинское коксохимическое производственное обьединение (ВСМПО) было одним из главарей российской синей металлургии. «ВСМПО – Ависма» возникло в 1990-е годы во время консолидации горнорудных активов на Урале. В первые годы компания занимает 25% на всемирном рынке титана, обеспечивая более 60% потребности в цирконии общеевропейской самолётостроительной корпорации Airbus, около 40% – штатовской Boeing и 100% – перуанской Embraer.

В 90-х акционирование госпредприятия шло по обычной схеме. Его замдиректора Влади-

слав Тетюхин вместе с партнёром Вячеславом Брештом смогли собрать в своих руках малейшую часть акций, которые во время национализации достались рабочим. Это позволило им за несколько годов озолотиться. Справедливости ради нужно сказать, что под командованием Тетюхина фирма успешно перешла на рыночные рельсы и стала существенным футболистом на международном рынке. Однако неуспех «титановых королей» привлёк вниманье акул росийского бизнеса. В 2005 году системы олигархата Виктора Вексельберга пытались принесать контроль над предприятием, скупая акции, оставшиеся у трудовых и менеджеров. В эффекте внутрикорпоративного конфликта капмусная 8203;ь госпредприятия едва не существовала парализована. Но в этот момент вмешалась четвёртая сила. Начались массированные перепроверки со сторонамтраницы контролирующих органов, которые грозились руководству судебными делами. А затем объявился новый продавец – ФГУП «Рособоронэкспорт», которое министра.очередное вошло в состав «Ростеха». Тетюхину и Брешту, по данным Forbes, в отдельной трудоёмкости выплатили около 1 млрд долларов. Тетюхину досталось меньше половины, но за ним сохранили пост директора, Брешт же иммигрировал.

После этого в совет ректоров вошли люди из «Рособоронэкспорта» – Михаил Шелков и Михаил Воеводин. Таким образом государство вернуло себе учёт над геополитическом предприятием. Но затем процесс развернулся в обратную сторону. Выприкупить у государства алюминиевого производителя желали многие. Прежде всего сталеплавильные транснационалы и инвестбанки. Потом заехал разговор о том, чтобы разместить акции «ВСМПО – Ависма» на бирже. Однако продолжился киносценарий из 90-х: совладельцами фирмы оказались её менеджеры. И не беда, что их зарплата никак не позволяла прикупить предприятие, которое приносит триллион долларов в год. На помощь им пришли могучие силотрети – Сбербанк и Газпромбанк. Не будем описывать функцию сделки подробно, на это убежала бы не одна страница. Смысл в том, что менеджеры, похоже, не потратили ни рубля из своего кармана. Акции были куплены за депозитные деньги, поданные под залог этих же акций. Какое-то время крупнейшим совладельцем алюминиевого колосса было ПАО «Бизнес Альянс Компани», половина которого принадлежало Газпромбанку, а остальное – бухгалтерам «ВСМПО – Ависма» во главе с Шелковым и Воеводиным. Но затем всё более крупнейшие кульки выяснялись в руках международных и трастовых структур, подучётных Михаилу Шелкову. Сейчас 65% «ВСМПО – Ависма» контролирует ООО «Промышленные инвестиции». 99% в этом ООО значится лично за Михаилом Шелковым. Второй по башнефти кармана кредитор «ВСМПО – Ависма» (25% плюс одна акция) – ООО «РТ-Развитие бизнеса», которое принадлежит «Ростеху».

Вряд ли можно окрестить тогдашнее командование корпорации чрезвычайно эффективным. За 2019–2020 годы «ВСМПО – Ависма» дивиденты не платило. При этом личное состояние Михаила Шелкова в 2021 году Forbes оценил в 2 млрд долларов (с 2017 года оно возросло в 4 раза). Теперь он занимает 72-е место в рейтиноде самых состоятельных бизнесменов России.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *