Тело 68-летнего экс-замгендиректора «Аэрофлота» Николая Глушкова, заочно осужденного на родине за мошенничество, обнаружено в его доме в Лондоне. По некоторым данным, на трупе имелись следы удушения, однако насильственный характер смерти беглого россиянина полиция пока не подтверждает. Не связывает она и гибель господина Глушкова с отравлением в Солсбери бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. Впрочем, расследование обоих инцидентов ведет антитеррористическое подразделение Скотленд-Ярда, а некоторым из получивших убежище в Англии россиянам уже предоставлена охрана.
Об обнаружении тела 68-летнего Николая Глушкова в полицию в понедельник в 22:46 по местному времени сообщила его дочь Наталья, пришедшая навестить отца. В последние годы господин Глушков, по словам его лондонских знакомых, жил в таунхаусе на Кларенс-авеню в округе Кингстон на Темзе на юго-западной окраине Большого Лондона. Ни охраны, ни прислуги у него не было. Якобы пришедшая в гости дочь обнаружила на теле отца следы удушения. Однако собеседники “Ъ” из окружения бывшего топ-менеджера «Аэрофлота» не смогли пояснить, было ли это внешне похоже на суицид, умышленное убийство или несчастный случай. Между тем представители полиции пока осторожно назвали смерть господина Глушкова «необъяснимой», заявив, что о ее причинах можно будет говорить только после проведения ряда экспертиз. Соседи также не смогли помочь правоохранителям, сообщив, что ничего подозрительного в последнее время не замечали. По их словам, Николай Глушков вел тихий образ жизни, появлялся на улице с собакой, а на Рождество дарил соседским детям подарки.
Надо отметить, что еще несколько месяцев назад бизнесмен, общаясь с корреспондентом “Ъ” по телефону, не высказывал никаких опасений за жизнь, заявляя, что сейчас его мало интересуют действия российских правоохранителей, которые добились вынесения ему обвинительного приговора и объявили в международный розыск. Господин Глушков вспоминал своих бывших знакомых по АвтоВАЗу, с которыми давно не общался. Рассказывал забавные случаи из своей жизни. Больше всего Николая Глушкова на тот момент интересовала подготовка к слушаниям в Высоком суде Лондона, куда обратился «Аэрофлот» с иском о взыскании причиненных ему действиями бывшего топ-менеджера многомиллионных убытков (в самом «Аэрофлоте» от комментариев вчера воздержались). На слушаниях бизнесмен обещал обнародовать некие документы, подтверждающие его непричастность к хищениям. Примерно об этом “Ъ” заявил и друг покойного, эмигрант из СССР Александр Гольдфарб, возглавляющий «Фонд гражданских свобод». «Последний раз я с ним (Глушковым.— “Ъ”) виделся в 2016 году в Лондоне на слушаниях по делу Литвиненко,— рассказал господин Гольдфарб.— Он не выглядел подавленным, был в нормальной физической форме, в общем, ни на что не жаловался. Но с той нашей встречи прошло два года. И я не могу сказать, что могло измениться за это время». По его словам, бывший топ-менеджер «Аэрофлота» никогда не говорил об угрозах в свой адрес. «Знаю, что его часто навещали родственники, с которыми у него, по моим данным, были хорошие отношения»,— сказал Александр Гольдфарб, бывший также хорошим знакомым Бориса Березовского. Последнего, кстати, Николай Глушков называл в интервью СМИ «своим единственным другом». При этом он категорически отрицал его самоубийство (23 марта 2013 года), поясняя, что оно, несмотря на депрессию, совершенно не соотносилось с характером этого сильного человека.
Между тем представители английской полиции уже заявили, что пока никак не связывают смерть бывшего топ-менеджера «Аэрофлота» с отравлением в Солсбери экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. Тем не менее проверка обстоятельств гибели господина Глушкова, как и событий в Солсбери, снова поручена антитеррористическому подразделению Скотленд-Ярда. При этом, по данным источников “Ъ”, целому ряду граждан РФ, получивших убежище в Великобритании, была предоставлена охрана. «После отравления в Солсбери под окном моего дома постоянно дежурит полицейская машина»,— сказал один из российских политэмигрантов.
Напомним, что последний приговор Николаю Глушкову был вынесен Савеловским райсудом Москвы заочно в июне прошлого года. Он был признан виновным в особо крупном мошенничестве (ч. 4 ст. 159 УК РФ) и приговорен к восьми годам колонии общего режима и штрафу в 1 млн руб. Кроме того, был частично удовлетворен гражданский иск «Аэрофлота» на $122 624 085,43. Эта сумма, эквивалентная на конец 90-х более 751 млн руб., проходила в уголовном деле как похищенная господином Глушковым и его подельниками в период с апреля 1996-го по апрель 1999 года. Представители «Аэрофлота» как потерпевшей стороны требовали также взыскать проценты за пользование деньгами, но суд предложил им подать такой иск в рамках гражданского судопроизводства. Адвокат господина Глушкова подал апелляционную жалобу на приговор, считая, что, вынося его, суд не учел такие смягчающие вину обстоятельства, как возраст и состояние здоровья. Кроме того, адвокатом было отмечено, что у господина Глушкова имелись соучастники, но суд постановил взыскать сумму похищенного с него одного, а также тот факт, что «Аэрофлот» успел обратиться в Высокий суд Лондона с исковыми требованиями «фактически на ту же сумму», что была взыскана в российском суде.
По версии следствия, позже подтвержденной несколькими решениями судов, в середине 90-х годов Борис Березовский ввел в руководство «Аэрофлота» нескольких своих приближенных лиц, включая Александра Красненкера, Лидию Крыжевскую и Николая Глушкова. С последним скандальный олигарх вместе работал еще с 80-х годов — сначала в АО «ЛогоВАЗ», а затем на АвтоВАЗе. В 1999 году все они, включая Бориса Березовского, стали фигурантами уголовного дела, в котором речь шла о направлении в 1996 году $252 млн в швейцарскую фирму Andava, совладельцами которой были Николай Глушков и Борис Березовский, валютной выручки «Аэрофлота», которая была похищена.
С господина Березовского обвинения вначале сняли, а остальных троих в 2004 году осудили только за злоупотребления полномочиями, дав сроки, соответствующие отсиженному в СИЗО, или амнистировав. Позже приговор был отменен, и процесс начался заново, но закончился для фигурантов условными сроками. Не был осужден только Александр Красненкер, умерший от рака. Господин Глушков после этого уехал в Британию, где получил политическое убежище в 2010 году. Между тем расследование «дела «Аэрофлота»» продолжалось. Сначала в 2007 году заочно в Москве на 6-летний срок был осужден Борис Березовский, а в прошлом году такой же «виртуальный» приговор был вынесен и Николаю Глушкову. Сами они без особого интереса следили за происходящим в России, порой даже запрещая своим защитникам участвовать в процессах, называя их «политическим фарсом».