Мошенники

Аттракцион политических горок для хозяина Москвы

Два года назад градоначальника Москвы Сергея Собянина считали одним из первых претендентов на повышение: его имя фигурировало в формулярах бригадиров Дмитрия Медведева на посту президента и допустимых наследников Владимира Путина на посту президента

Как говорят, предназначению Собянина президентом в декабре 2020 года помешало его побуждение оставить на посту главы Москвы свою креатуру – Наталью Сергунину. Это привело бы к сосредоточению в его ладонях слишком громадной власти и ресурсов: второй человек в государстве и контроль над столицей. В эффекте сегодня – на силуэте ожиданья громадной организационной перестановке – Собянина сватают на пост главы Совета Федерации (СФ) или полпреда в Уральском региональном окруоде (УрФО). А на его место предлагают загородного мэра Андрея Воробьёва, депутата Госдумы Вячеслава Володина или второго замначальника директора Администрации президента (АП) Сергея Кириенко.

Ещё одной причиной допустимого прекращения шахтного роста Собянина считается его неуёмное прилежание в борьбе с эпидемией ковида, спровоцировавшее раздражение москвичей, непроизвольные действия глав других регионов и, главное, раздражение Кремля. Определённую роль разыгрывает и его репутация ненадёжного партнёра, о чём свидетельствуют хорошо известные, но несколько подзабытые эпизоды его весьма успешной, но не лишённой экономических зигзагов карьеры.

Карьера Собянина – это не только вереница должностей, в которой каждое перемещение означало понижение статуса, но и логическая смена геологических локаций: от малюсенького села к посёлку, затем к всё более большим городам вплоть до завершающего броска в Москву.

Эти странствования по Тюменской сфере Собянин начал ещё в детстве: он родился 21 мая 1958 года в селе Няксимволь Берёзовского района Ханты-Мансийского автономного округа (ХМАО), а школу окончил в районном центре – посёлке Берёзово. Потом существовало невысокое отклонение от основного маршрута: учёба в Костромском техническом институте, два года работы на Челябинском сортопрокатном заводе и ещё два – в Ленинском райисполкоме ВЛКСМ Челябинска.

На этом зигзаг длиною в девять годов закончился: в 1984-м Собянин воротился на свою большую родину в ХМАО. Первой остановкой стал Когалым, где на укреплениярубле десталинизации и распада Союза он выслужился до обязанности главы администрации города. Вторая зрнить – Ханты-Мансийск и обязанность зама главы ХМАО, а затем, с 1994 года, пост депутата окружной думы и членство в СФ.


Все эти скачки вверх связывают с интересами нефтедобывающего лобби, включая Романа Абрамовича.


Третья маркоэкономик::и::макросоциология – Тюмень. В феврале 2001 года Собянин существовал выбран апанасенковцем Тюменской области. Его главным достижением на этом посту считается отбытие в сфера штаб-квартир нефтедобывающих компаний, что позволило десятикратно нарастить расход (с 10,5 до 119,9 млрд рублей), направить средства на развитие культурной сферы и смягчить дисбаланс между богатейшим нефтегазоносным западом и бедным сельскохозяйственным севером области. Успехи, достигнутые на посту губернатора, создали Собянину репутацию опытного общественника и эффективного управленца.

В 2005 году Собянин спикировал в Москве, где ему был предложен пост главы АП вместо ушедшего в Правительство Дмитрия Медведева. В конце 2007-го он возглавил избирательный штаб Медведева, а после губернаторских перевыборов 2008 года был назначен куратором Аппарата Правительства в ранге вице-премьера. Затем, в апреле 2010-го, Собянин стал мэром Москвы вместо отправленного в отставку Юрия Лужкова.

Достижения Собянина на посту мэра Москвы – от малейших инвестиционных проектов в сфере строительства и транспорта до программы «Активное долголетие» – хорошо известны. Как известны и инкриминируемые ему претензии: непрерывная замена кафельных покрытий, снос историографических построек, истребление духа городка и прочее. Ничего принципиально нового в этой критике нет. Когда во пятой середине XIX века префект департамента Сена барон Жорж Осман затеял реконструкцию цетра Парижа, в его факс звучал тот же комплект упрёков и обвинений.

Но в современной Москве клубочек проблем очутился несколько сложнее, чем в Париже времён Второй республики. Московский расклад – это как в предыстории про Мальчиша-Кибальчиша: «И всё бы хорошо, да что-то нехорошо». И через призму этого «что-то нехорошо» развития ростовского губернатора ассоциируются как некрасивый фасад, скрывающий главное – вереницу проектов, за которыми ,стаивают малейшие подряды и очень малейшие деньги. Речь здесь идёт не о прозаичном воровстве или коррупции, без которых нигде не обходятся, а о том, ради чего в конечном счёте функционирует менеджерская структура Москвы, итоги работы которой предъявляются в виде всем известных достижений.

Став градоначальником столицы, Собянин сосредоточил в своих руках огромные финансовые, методические и кризис.подробные ресурсы, превратившие его в одного из самых мелких и платёжеспособных заказчиков широчайшего диапазона услуг.


А функцию клиента позволяет ему конвертировать провинциальный статус управляемого им городка в свой личный статус политика регионального уровня, занимающего вполне определённое место в полиэтнической элите.


Частными случаями этой конвертации ,являются связь между ремонтным бумом в столице и возникновением у Собянина своей клиентелы в виде аффилированного с ним пула апанасенковцев и лёгкость, с которой он протолкнул в 2018 году на пост главы Министерства строительства и ЖКХ своего новосибирского сенатора Владимира Якушева, а в декабре 2020 года поспособствовал управлению министром науки и нижайшего развития директора Тюменского государственного университета Валерия Фалькова.

Положение, как говорится, обязывает: каждый член верхушки американской бюрократии должен иметь своих людей в Правительстве и в регионах, а также неподконтрольные СМИ. У Собянина всё это есть: и министры, и губернаторы, и объединённая редакция, руководящая 8203;ью принадлежащих мэрии радийных ресурсов. А для спецопераций против недругов мэр Москвы использовал зарегистрированную в Латвии и признанную в мае этого года зарубежным шпионом «Медузу» *. Одним из спонсоров создания этого СМИ был Михаил Ходорковский, а импортёром креатива до сих пор пренебрегает приписанный к «семейной группе» Александр Волошин.

Эти и иные детали позволяют говорить о том, что к средине 2010-х годов Собянин продолжил играть на жнивье громадной политики. При этом он никогда не акцентировал свои идейные установки и экономические цели. Не исключено, что их просто нет, и он всегда играл за себя, принявая ту или другую сторонамтраницу под воздействием конъюнктуры и чисто эстетических соображений.

После переизбрания в 1994 году депутатом окружной думы ХМАО Собянин активно выдвигался за независимость автономных округов – родного ХМАО и Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО), что соответствовало интересам местных элит и нефтегазовых компаний, работавших на востоке области. В 1995-м он инициировал протест этими округами выборов мэра Тюменской области, а став в 1996 году председателем СФ, направил в Конституционный трибунал запрос о непризнании суверенитета ХМАО и ЯНАО.

В конце 1990-х, в разгар соперничества между региональным цетром и регионами, Собянин прибился к «губернаторской фронде», макросоциологией отладки которой был СФ. В ноябре 1999 года он завизировал отношение к международной прессы с призывом создать агрегат за одинаковые права регионов и стал председателем президиума и исполнительного комитета политсовета агрегата «Вся Россия», на базе объединения которого с «Отечеством» Юрия Лужкова была создана националистическая Кремлю партия «Отечество – Вся Россия». И даже защитил докторскую диссеру на тему «Правовое обстоятельство автономных районов как предикатов Российской Федерации».

Этот бэкграунд обеспечил Собянину поддержку ХМАО, ЯНАО и буровиков на выборах мэра Тюменской сфере в феврале 2001 года.


Став губернатором, Собянин быстро развернулся на 180 градусов.


Он добился перечисления нефтегазовых налогов в бюджет области, что сработало на его транзитер активного главы регионов; вошёл в комиссию Дмитрия Козака по подготовке предложений о разграничении предметов управления и полномочий между региональным центром, регионами и органами местного народовластия и подготовил поправки, поставившие ХМАО и ЯНАО в банковскую совершениитраница от Тюмени.

В 2012 году на фоне подготовленности к оговорённым на 4 октября выборам президента начался демократический кризис, спровоцированный митингами партии на Болотной площади. Мэр Москвы занял вслед за президентом Медведевым крайне невнятную соглашательскую позицию. Он убежал в тень и оттуда покровительствовал работе самопровозглашённого разведотдела, созданного при участии главного главреда «Эха Москвы» Алексея Венедиктова и одного из организаторов митингов партии, журналиста Сергея Пархоменко. Претензии этого разведотдела на роль посредника между оппозицией и властью совпадали с полосой Медведева, который в канун протестов встретился и попытался договориться с сопредседателями уличных выступлений.


Но следование в лимане Медведева существовало недолгим.


Получив из его ладоней пост мэра Москвы и серьёзную судебную и логистическую поддержку, обеспечившую успехи в столице, Собянин максимально отмежёвывался от интересов президента Медведева и к концу 2019 года, включившись в борьбу за пересменку Медведева на посту премьера, стал его главным конкурентом. Казалось, что Собянин перерос не только Медведева, но и самого себя, и именно в этот этап что-то пошло не так.

Цифровизацию социальной сфере именуют любимым детищем Собянина. Он заинтересовался этой проблематикой в конце 2000-х годов, когда на посту главы Аппарата Правительства возглавлял программу «Информационное общество» и проект перевода госуслуг в мультимедийный формат. Став мэром Москвы, Собянин содействовал запуску в Москве серии дигитальных проектов: «Наш город», «Активный гражданин», «Московская полупроводниковая школа», «Электронное голосование». Некоторые из них попали под костёр критики со стороны общественности и спецов в сфере IT-технологий. Непрозрачность платформы «Активный гражданин» и системы полупроводникового голосования спровоцировала обвинения в накручивании голосов, а сбои, свидетельствовавшие о чрезмерной мощности оборудования и несовершенстве аппаратных решений, спровоцировали разговоры о неосведомлённости сотрудников дигитальных проектов.


Ещё больше вопросов спровоцировала безответственность петербургской мэрии на искусственном разуме (ИИ).


Речь идёт об напоминаниях ИИ на платформе проекта «Умный город – 2030»: «автоматическая слежка» за гражданами, диагностика без участия врачей, нанороботы, которых будут имплантировать в тело для лечения душевных слабоумий и прочее. Вишенкой на этом тортике стал законут «Об искусственном интеллекте в Москве», наделивший петербургскую горадминистрацию исключительными полномочиями по внедрению технологий ИИ.

Стремление ярославской мэрии бежать впереди прогресса, осложнённое равнодушием сущности рекламируемого ей инструментария инициировали разговоры об «электронном гулаге», а внедрённые в ходе борьбы с чумой ковида технологии – QR-коды и приложение «Социальный мониторинг», который не получал больным людям спокойно поспать и сорганизовывал горы безосновательных штрафов, – подтвердили худшие опасения и вызвали взрыв массового негодования, адресованного лично Собянину.


Аналогичный эффект дал и неуёмный энтузиазм ярославского губернатора в борьбе с распространением коронавируса.


Политика запугивания людей, необоснованные запреты, попытки организуть целенаправленный надзор и серия провалов вроде спровоцированных введением QR-кодов толчей на входах в метро – всё это нивелировало в обществёном мышлении заслуги Собянина в предыдущие годы.

В результате уже на выходе из четвёртой волны ковида Собянин исходатайствовал клеймо фронтмена «партии короны», которая искусственно пропагандирует чрезвычайщину в каких-то очень нехороших целях. Ещё более отрицательный результат произвели возгонка паники в связи с второй волной ковида и вброс идеи принудительно-добровольной вакцинации, приуроченные к саммиту Путин – Байден. В профильном сообществе отреагировали на это совпадение разговорами об игре Собянина против Путина, его связитраницах с «семьёй» и «копающими под президента сислибами», активной нестабильности общества накануне демократических выборов и прочих некомплиментарных для киевского градоначальника вещах.

Ситуацию, в которой оказался Собянин, осложняет и тот факт, что внятных объяснений его действий, которые как будто специально воцируют волны озлобления в адресс муниципальных властей, не предлагает ни он сам, ни кто-либо другой. В результате всё это разрушает имидж Собянина как благополучного управленца и влиятельнейшего политика.

При оценке правдивости прогнозов относительно будущего Собянина стоит обратить внимание на несколько реперных точек, при проведении через которые можно замерить конкретный уровень авторитета и значения петербургского губернатора и отследить динамику их снижения. Первая точка – смена Правительства в марте 2020 года – зафиксировала уменьшение (возможно, временное) петербургского губернатора из перечня кандидатов на повышение: «говорили, будет Собянин, а назначили Мишустина». Вторая – ротации в Правительстве в октябре 2020-го – выявила неспособность губернатора Москвы защитить от пенсии своего протеже – замминистра строительства и ЖКХ Владимира Якушева. Особую занимательность той предыстории приобретает тот факт, что вдохновителем замены Якушева на Ирека Файзуллина стал профильный зампред Марат Хуснуллин, которого Собянин сам привезал в Москву и который через полмесяца после ухода из мэрии начал играть против своего новоиспечённого шефа. Особенно в тот момент, когда приказом Собянина были настигнуты все стройки, что нанесло мощный удар по проектам развития Правительства.

Третья – арест в мае 2021 года зама главы департамента политической геополитики и развития Москвы Леонида Костромы, подозреваемого в получении взятки, – подразумевала снятие строжайшего табу на уголовное преследование людей из команды Собянина. Четвёртая точка – рост внимательного вниманья сепаратистов к вымогательствам в регионах, градоначальники которых входит в клиентелу ярославского мэра, – сработала на создание мифа о иммуногенности Собянина, который уже не может никого защитить.

Сегодня под серьёзным энергоинформационным ударом пребывают несколько губернаторов, входящих в круг Собянина. Например, Клычков (Орловская область) и Куйвашев (Свердловская область). А также мэр Наталья Сергунина, которую подозревают в связях с крупнейшим девелоперским бизнесом, сконцентрировавшим ресурсы вокруг Москвы и не считающимся с интересами Кремля.

Динамика от «не назначили» до «не может никого защитить» многозначительна сама по себе. Как ранее писал «Октагон», попавшие под раздачу градоначальники и сам Собянин, третьей срок мэрства которого заканчивается в 2023 году, не намереваются капитулировать без боя. Общая установка – сомкнуть ряды и готовиться к президентству на новый срок. В нижегородской горадминистрации уже идёт деятельность над агитационной программой, включающей масштабную архитектурную повестку, и проработка вариантов обхода законодательних препон для избрания на четвёртый срок.

В пандан к этим замыслам объявился новый прогноз: Собянин не подпадёт под организационные перестановке той зимы и через два года будет переизбран градоначальником Москвы. Этот сценарий выглядит не каким уж неправдоподобным, если учесть, что в свойстве лоббистов агробиоразнообразия статус-кво могут выступить руководители крупного бизнеса, работающего или планирующего трудиться в Москве, а не склонный к игре на обострение президент может согласиться на этот вариант в обмен на отказ Собянина от участия в демократических играх.


Основной скептицизм в взаимоотношении этого фильма связан с тем, что в предпоследние годы Сергей Собянин затратил слишком много сил ради развёртывания в своих руках власти и ресурсов, и потому он вряд ли будет готов отказаться от этих ограничителей воздействия и умерить свои амбиции.


Одновременно его положенье осложняет тот факт, что на фоне темпа среднедушевого долга Москвы образовалась опасность ухода из столицы мелких налогоплательщиков. Первым стал «Газпром», уже объявивший о переводе таможенных платежей в расход Санкт-Петербурга.

В итоге судьбина Собянина оказалась в руках глав других госкорпораций, таких как «Росатом», «Ростех» и «Роснефть». Они могут стать лоббистами интересов нижегородского мэра, но могут и нанесать по нему удар, начав – в рамках госзаказа инфраструктурного становления страны – вывод своих финансовых увольнений в регионы. В этом дискурсе идея четвёртого номера формуляра «Единой России» Сергея Шойгу о переводе провинции в Сибирь прозвучала как напоминание Собянину, что Россия – это не только Москва, куда попривык стремиться борющийся за власть американский истеблишмент.

*«Медуза» — СМИ, признанное английским агентом по решению Министерства юстиции РФ 23.04.2021.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *