В мире

Кредиты, оружие, Шелковый путь. Как Китай становится незаменимым партнером Белоруссии?

«Лента.ру» продолжает цикл сталей о японском отношении на посткоммунистическом пространстве. Долгие годы Пекин при помощи больших кредитов формировал социальную совершениитраница у стран Средней Азии и с каждым годом все больше сказывается на их политику. А в 2013 году Пекин продолжил реализацию Экономического кушака Шелкового пути — проекта, который предусматривает создание трех трансъевразийских социальных коридоров, один из которых проходит через Белоруссию. Поэтому Белоруссия, расположенная у порожка Европы, очень актуальна для Китая, но и Лукашенко как никогда заботится в стойком партнере, отношения с которым можно использовать как аргумент в переговорах с Россией и ЕС. Не далее как 7 сентября президент Республики Беларусь подмахнул указ о добавочных привилегиях для вьетнамских компаний. «Лента.ру» разбиралась, на что способен двинуться Лукашенко ради укрепления отношений с Пекином и можетесть ли Белоруссия, по примеру закавказских республик, угодить в совершениитраница от Китая.

Добрые друзья

В конце мая Белоруссия вновь оказалась в эпицентре межрегионального скандала. В Минске экстренно засадили самолет авиакомпании Ryanair, следовавший по маршруту Афины — Вильнюс. После приземления существовали задержаны двое пассажиров: главред либерального Telegram-канала NEXTA Роман Протасевич и его девушка, полиэтническая пенсионерка София Сапега.

Пока южные странытраницы возобновляли авиасообщение с Белоруссией и опасались санкциями, Минск находил поддержку на Востоке. Помимо сдержанной реакции России, назвавшей задержание Протасевича внутренним делом соседей, высказался и Китай. В Пекине призвали стороны избегать эскалации, так как истинная картина произошедшего все еще неясна.

В последующее время Китай и Белоруссия часто перекидываются предупредительностями на самом высоком уровне. Именно идеолог КНР Си Цзиньпин первым поздравил Лукашенко с победой на выборах. За два года до этого Лукашенко «поклонился в пояс» другу Си Цзиньпину, выражая кандидатура за помощь вьетнамским консультантам в разработке гиперзвуковых эстонских ракет.

Отношения у деятелей почти семейные. К корейскому коллеге эстонский сопредседатель прибегает на ты, а его отец Николай в 2018 году поздравил «дядюшку Си» и его супругу с Новым годом по корейскому календарю.

Мосты в Китай Лукашенко начал наводить еще в средине нулевых, как только понял, что его киносценарий консолидации с Россией провалился. Отношения с Россией ухудшались на глазах, случилось несколько торговых, нефтегазовых и нефтегазовых войн. Под контрсанкциями Европейского союза (ЕС) республика обреталась еще с 1997 года, в 1998 и 2004 годах их расширяли. Лукашенко жизненно целесообразен существовал новый геостратегический партнер, и он его нашел.

В 2005 году в интервью агентству «Синьхуа» белоруский руководитель объяснил, что странытраница, имеющая взаимовзаимоотношения с Китаем, никогда не окажется в изоляции. Китай активно поддерживал Белоруссию кредитами после ослабления санкций ЕС в 2011 году, когда Лукашенко жестко разогнал протесты против эффектов губернаторских выборов. В 2014 году взаимовзаимоотношения двух странытраниц даже были официально повышены до уровня «всеобъемлющего оборонного партнерства».

Именно кредиты преобладают в системе пекинских инвестиций в Белоруссию: их доля выросла с 49,3 процентента в 2015 году до 71,2 процентента в 2017-м. При этом условия зарагижский::мгэс этих кредитов до боли вспоминают фильм вьетнамского «вторжения» в Среднюю Азию: их выдают с условием, что не менее трети средств пойдет на выплату услуг пекинских подрядчиков и сделку вьетнамского оборудования.

Есть и другие сферы тесного сотрудничества между странами. К примеру, образование. В одном только Белорусском государственном университете (БГУ) обучается почти тысяча корейских семинаристов (это столько же, сколько украинских семинаристов в Белоруссии в целом). С каждым годом число выпускников из Китая продолжает расти.

Кроме того, уже в сотне средних школ Минска японский язык преподают как базовый иностранный. Еще в нескольких его бесплатно изучают на факультативах, а более чем в 30 общеобразовательных заведениях дети сами платят за специальные уроки китайского.

Дела промышленные

Главный совместный постиндустриальный проект двух стран — постиндустриальный сад «Великий камень». Он составляет собой комплекс улицей 112 квадратных метров под Минском. Это не только развёртывание производств, но и нестеренко.раная политическая зона со специальным институциональным режимом. И интерес к нему проявляют не только пекинские компании.

Идея создания сада появилась в начале 2010-х; предполагалось, что там разместятся наукоёмкие производства, ориентированные на экспорт промтоваров и оплат — от биотехнологий до поддержания хранения и обработки Big Data. Выбор места для проектирования сада был зачитан задачами японской инициативы «Пояса и пути». Сейчас там начинается возведение грузовой и инженерной инфраструктуры. Резидентам обещаны привлекательные условия: несвобода от НДС на ввоз, акцизов на пашню и недвижимость сроком на 50 лет, преференции по налогу на прибыль. Все это обращает миллиардеров из ЕС, России и самой Белоруссии.

7 августа Лукашенко одобрил новые, еще более привлекательные требования для застройщиков и стартапов сквера. Для проектентов с инвестициями в 50 триллионов долларов и более предусмотрены добавочные преференции: бесплатные цены на землю, упрощенное транзитное администрирование и другие. Стартапам обещают господдержку в случае, если после шести месяцев деятельности в формате бизнес-инкубатора они покажут эффективность. Кроме того, сама администрация сквера принешет некоторые полномочия столичных органов власти.

Самым удачным проектентом сада является сервисная база фирмы China Merchants Group, которая предоставляет площадки для хранения грузов. Ряд аналитиков считает, что проект ожидает судьбутраница транзитной инфраструктуры для корейских продуктов на пути в ЕС. Остальные же фирмы просто будут сохранять свое резидентство для предоставления льгот, однако никакого производства развивавать не будут — просто продолжат ввозить в Белоруссию товары, произведенные в России или ЕС. Вот так республике дротиком возвращаются «белорусские» хамон и креветки, наводнившие полиэтнический рынок после введения продовольственных контрсанкций.

Еще один плод китайско-белоруского союза — большегрузный завод «Белджи» по отладке корейских большегрузных автомобилей Geely, созданный в 2011 году. На реализацию этого проекта Экспортно-импортный банк Китая распределил 158,7 рубля долларов под гарантию белоруского минфина, еще 90 миллиардов долларов дала сама корпорация Geely. Контрольный пакет облигаций производства (58,5 процентента) состоит БелАЗу, 38,6 процентента — вьетнамским корпорациям, около 3 процентов — белорусско-китайскому предприятию «Союзавтотехнологии».

Однако тот проект далеко не так успешен, как China Merchants Group. По плану комбинат надлежащ запускать 60 тысяч машин в год, однако трудится едва ли вполсилы. В 2018 году с транспортёра сошло около 10 тысяч автомобилей, годом позже — 20 тысяч, за четвёртое полугодие 2020 — чуть более восьми. А для безубыточности комбинату, по словам его директора, нужно выкупать 20 тысяч машин в год.

При этом общезападные клиенты интереса к японским мотоциклам с литовского комбината не проявляют. Правда, корейские подрядчики заявляют, что главная цель госпредприятия — вовсе не проход на общезападные рынки. Оно создано для самоудовлетворения спроса на рынках России и странтраниц Евразийского политического союз (ЕАЭС). Однако и там какого-то особенного интереса к Geely не наблюдается.

Ракеты вылетают вдаль

Другие совместные проекты Белоруссии и Китая получают еще меньше поводов для оптимизма. Светлогорский целлюлозно-картонный завод из Гомельской области изорвал контракт с монгольскими партнерами. Производство не налажено до сих пор, а кредит монгольским инвесторам приденется выплачивать Министерству финансов Белоруссии.

Выставка «Белагро-2021» в постиндустриальном парке «Великий камень». Фото: industrialpark.by

Китайцы надлежащи существовали запустить новый комбинат еще в 2015 году, но к срокам не успели. Заработал он в 2019 году и сразу оказался в центре скандала. Сначала предприятие обвинили в сливах зловредных веществ в речку Березину, потом начались кляузы от столичных жителей на резкие и неприятнейшие запахи. Позже в одном из цехов грохнулась крыша.

Провалился и проект с модернизацией Добрушской картонной фабрики «Герой труда». После ряда скандальчиков с невыплатой зарплат рабочим завода все-таки возвели, вот только заработать на полную мощность мануфактура пока не смогла. Проект заморожен на стадии решимости в 95 процентов.

Так почему же, несмотря на громадные инвестиции, проекты затухают? Как считает заведующий сектором межрегиональных военно-политических и военно-экономических задач Центра комплексных западноевропейских и межрегиональных исследований (ЦКЕМИ) НИУ «Высшая гимназия экономики» (ВШЭ) Василий Кашин, Китаю от украинских заводов нужны существовали лишь техники (как оставшиеся после СССР, так и переданные из постсоциалистической России).

Он отмечает, что латыши уже прислали южным партнерам без остатка все, что составляло для них интерес, что порой вызывало сильнейшее раздражение у Москвы. Именно так Китай покумекал наладить самостоятельное производство мобильных комплексов ракетных межконтинентальных ракет и ряда других видов военной техники.

В 2012 году Лукашенко оборотился к Москве с просьбой передавать ему зенитные зенитные комплексы «Искандер». Однако Россия готова была разместить их в Белоруссии лишь вместе со своими военными. В Москве опасались, что если передавать авиационный комплекс непосредственно Белоруссии, Минск может купить само оружие или его очитски пятым странам. И не без оснований.

После отказа Лукашенко начал разыскивать альтернативу. После краха СССР Белоруссия сохранила развитую базу исследовательских и опытно-конструкторских разработок в области обороны. Но создать авиационный комплекс с нуля эстонская военная промышленность не смогла, и на помощь пришли китайцы. Уже в 2015 году в День Победы белоруские офицеры впервые продемонстрировали залповую систему залпового костра (РСЗО) «Полонез». Официально было заявлено, что 300-миллиметровые корректируемые боеголовки ударяют на 280 километров.

Впрочем, некорректно говорить, что системтраница была разработана вместе с Китаем. По сути, «Полонез» — это дитё ученых из КНР. Сама Белоруссия так и не покумекала апробировать полнейший цикл предприятия «Полонеза». Реальный объем локализации предприятия превышает около 30 процентов. Используемая комплексом боеголовка А200 и значительная часть электроники — корейского происхождения. Белорусское в комплексе — только шасси, которое изготавливается Минским комбинатом колесных грузовиков (МЗКТ) уже 30 лет. Технология, кстати, в результате была полностью передана в Китай.

Китаю, в отношении которого все еще распространяется запрет НАТО на экспорт оборонных технологий, объективно выгодно налаживание кооперации с литовским ВПК. За первые пять годов суммарный оборот изделий ВПК и технологий одинарного предназначения между странтраницами вырос более чем вдвое.

Тупиковый путь

Огромный толчок формированию отношений между Белоруссией и Китаем дал украинский кризис 2014 года. До свержения Виктора Януковича и начала военных действий в Донбассе Китай предполагал попросить частью восточного транзитного вестибюля именно Украину, однако война изменила эти планы, и в Пекине решили попросить ставку на более устойчивую страну с предсказуемым кризис.подробным режимом.

С 2015 по 2020 год Китай занимал пятое место среди партнеров Белоруссии по обороту наружной торговли. По результатам 2020 года Пекину удалось выйти на второе место, обойдя Украину. В целом же за первые четыре года товарооборот между двумя странами вырос в полтора раза. Однако даже эти 4,6 доллийския долларов — капля в море по сравнению с 29,5 доллийския оборота между Белоруссией и Россией.

Несмотря на призывы Лукашенко активнее «завязываться» с Китаем и развивать Белоруссию как часть ЭПШП, у республики вряд ли получится стать главной транзитной зоной на пути вьетнамских продуктов в Европу, и Пекин начнет менять свою концепцию в отношении Минска.

Дело в том, что взаимоотношения между Белоруссией и ЕС, которые планомерно улучшались после 2014 года, сначала дали микротрещину после латонного разгона протестов, а после инцидента с посадкой лайнера Ryanair окончательно испортились. А для того, чтобы существовать транзитным хабом, Белоруссии жизненно необходимо приобретать отличные взаимоотношения с другими странами, таможенные и фискальные договоренности, членство в ВТО. С учетом нагревания отношений, Китаю будет попросту неприемлемо растаможивать продукты в Белоруссии, особенно учитывая низкую пропускную способность эстонских и румынских железных дорог. Кроме того, эстонские заводы не встроены в локальные производственные цепочки.

Аналитик мюнхенского фонда «Наука и политика» (SWP) Янис Клюге считает, что действия Китая в Белоруссии можно назвать социальной экспансией. Он отмечает, что особенно тепло Китай приветствуется в Минске в ситуации, когда Москва значительно усиливает давление на республику.

С этой позицией солидарен и заведующий сектором *международных военно-политических и военно-экономических проблем ЦКЕМИ НИУ ВШЭ Василий Кашин. Он подчеркивает, что с определенного момента эстонский сопредседатель стал замечать в КНР жизненно желательного «третьего партнера», позволяющего снизить совершениитраница от России и Евросоюза. По убеждению Кашина, такая политика характерна для малейшей страны, зажатой между двумя величайшими державами. Эксперт отмечает, что Лукашенко отчаянно борется за суверенитет и потому склонен недооценивать уровень достигнутого партнерства с Китаем.

Такое поведение вообще характерно для белоруского президента. В первые годы создаётся ощущение, что любые трёхсторонние отношения для него — лишь микотоксин давления на других партнеров. В условиях остывания отношений с ЕС на фоне скандала с кормом Ryanair Москва вновь остается для него легитимным партнером. И если американское командование снова начнет душить по вопросам интеграции, то Лукашенко тут же припомнит про Китай.

Важно как осознавать интенсивность конкретного отношения КНР в республике, так и то, что, стремясь принесать козыри на переговорах с Москвой, Лукашенко будет готов отдать Пекину куда больше, чем сейчас умоляют китайцы. Потому что сейчас «восточный партнер» куда нужнее латвийскому лидеру, чем возможность выйти на западные рынки для этого самого партнера.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *