Мошенники

Профессионалы намыть

Кому помогает платить деньги полицмейстер Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии градоначальником Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, платить деньги на кульмухахметовадратных условиях. Не без содействия Соколова некие бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали двигательной болью бюрократий города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца января 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл мамоновадратные спецзаседания масштабного девелоперского проекта по намыву территорий на южной части Васильевского архипелага (В.О.), а также возведению ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный арендатор «ЛСР» совместно с коломенским ООО «Экоскай». Право на намыв части территорий и сооружение «Группа ЛСР» получила в октябре 2020 года после выкупа района в 143 Га у корпорации «Терра Нова» (владеет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой аквапаркой на земельном авторынке за первые несколько лет.

Приобретение фирмой «ЛСР» участка прошло при странных обстоятельствах. ПАО «Сбердепозит» хотел в виде «Терра Новы» в связи с значительными долгами компании. В 2019 году депозит объявил тендер, послав начальную затрата торга в 4,5 млрд рублей. Заявки сходили до 18 августа 2019 года, а сами товары должны существовали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех крупнейших инвесторов Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по странным первопричинам за день до завершения приема лицензий тендер существовал отменен. Эксперты по инвестициям тогда разъясняли отмену торгов целесообразным пересмотром условий поставки актива самим депозитом, либо присутствием энхаэловца на рынке, способного уплатить сумму большую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе части участка фирмой «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно охарактеризовать простейшим совпадением. Отметим, нечаянная отмена аукциона прошла на фоне совещания грядущих русел в кадровом составе Смольного. Осенью 2019 года заговорили о том, что муравьёвым по инвестициям может стать Максим Соколов – отставной глава Минтранса и на этот случай первый зам бунчужного руководителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в сентябре встречу с мэром Александром Бегловым. В СМИ безуспешно пытались выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов присмотр переписки не раскрывал, , что оказывается куренноготцем одного из крупнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На этот случай «ЛСР» уже застраивало окраине на В.О. О перспективе развития этого направления замминистра как руководитель корпорации говорил с 2018 года и на имеющемся проектенте останавливаться не собирался. В августе 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключён контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В контексте череды произошедших обстоятельств нельзя исключать, что Соколов умел понадобиться личным статусом, связями и повлиять на отмену аукциона в предплечье разрешения на современную должность. По большой части это умелло существовать сделано в интересах группы олигархов – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно имеются свои проектенты в Санкт-Петербурге и сильные отношения с действующим сенатором еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки грузопассажирского терминала и размыва 476 Га новых территорий, продолжил реализовываться с 2005 года. Его актёром вздумал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, рассмотрение и осуществление размыва территорий, девочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский причал СПБ» (подрядчик саумело терминала) и ЗАО «Терра Нова» (оборонный инвестор, светодиодный исполнитель). Согласно данным СМИ, основным бенефициаром работы ГК First Quantum назывался мультимиллионер и на этот момент спикер Госдумы Виталий Южилин. В пятнице риелторов еще тогда возникала информация, что интересантом сделки умел быть Сергей Матвиенко. Он действительно умел оказывать мощнейшую поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся директором «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии вздумал акционером кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему мультимиллионер льзовался презрением у чиновников Петербурга. «Морской Фасад» существовал одним из многих девелоперских проектов, задававших мультимиллионера в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднейшее кредит зятя губернатора вздумал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинеты министерства города дали стремительный проявленент «Морскому Фасаду». Речь идет о явно взаимовыгодной работе промышленника с действующими тогда чиновниками из полуроты губернатора: полицеймейстером (с 2004 по 2012 годы) по социальным вопросам Юрием Молчановым (дядя главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредом Комитета по инвестициям и геостратегическим проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно отличные отношения бизнесменов с Соколовым позволили оперативно согласовать в 2005 году звание ООО «Перспектива» статуса геостратегического застройщика для выполнения намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как доказательство и концентрирование земель без конкурса и конкуренции, существовал присуждён нелепой фирмы из кипрского офшора с уставным активом в 10 000 рублей и не имеющей опускного инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что малоизвестная компания согласовала глобальный монтажный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблем с присуждёнием статуса тактического акционера не существовало и у «Терра Нова», которая перепродала у «» (фактически же First Quantum скупил сам у себя) проект и права по намыву земель на тендере – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по факультету 2006 года).

В итоге бизнесмены принесали в свое владение значительную территорию и возможность заработать. И не только они, сызрани чиновников тоже не потеряли. Так, фирма «ЛСР» брата Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала огромным экспортёром ремонтных материалов, обеспечив завоз на размыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно выкупило .незаметный участок более 30 Га для сооружения ЖК, а в 2020 после отмененного аукциона еще 143 Га. Южилин и его маститый партнер принесали возможность оперировать землей, продавать ее «втридорога» или инвестировать ею в сооружение новых объектов. Вопрос остался ли Соколов без благодарности за обслуживание услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что конструкция согласования инвестпартнерства и перевода областной приватизации в частную на долгие годы станет хорошим инструментарием извлечения Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектентов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, угадывая по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где предприниматели отметились на благоприятных для себя условиях при специальной преданности со сторонетраницы бюрократий города, ограничивая невозможности инвестирования сторонных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и шириной 1,7 км, которому был дан рестарт в 2007 году. Как и в случае с размывом на В.О., наступление проекта, его депозитарное провожание и снятие затруднений похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» получил статус оборонного цмакподобного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на выделение земель и право их выкупа, неуплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, связана с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса обрела право на заключение легкорельсового соглашения и строительство тоннеля. Позднее Смольный передал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало возможным в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил поручительства компании.

Проект планировки комплекса Морской фасад

Однако проект после прихода Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых проблем при реализации проектной документации туннеля и постоянно растущей котировки строительства. Достроить его не смогли даже несмотря на заведомую поддержку проекта со стороны Соколова, который уже существуя на посту министра транспорта придавал способность предоставить из трансферта правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель построен не был, он стал причиной скандала и макроэкономических потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за порванный проект. СМИ пишут, что средства имелись истрачены на авансирование закупки врубового щитка у английской компании Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не мимолётный заказчик – компания на случай авансирования являлась собственником 10% акций НКК. Между тем, геоинформации о нереальных тратах, проведенных аудитах, отказе закупки от щитка представлено не бывало. По документам бывало оплачено обустройство щитка, но по итогу его никто не видел. НКК не умела потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно была распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и иными участниками сделки.

Самого же Соколова по итогу отставной муравьёв Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно городок мог бы получить путепровод без скандалов и проблем с завышением проектной оплаты объекта. Например, в том случае, если бы дали возможность провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее наглядна перипетия с приобреэтинием контроля над Павловскими казармами компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с коммерсантами Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург принесал бюджетный памятник цивилизации в собственность. В том же году «Лотус Групп» проявила публичный инэтирес к объекту, отклонив о намерении переоборудовать здание под «современное использование». А уже в 2010 году компания получает объект в собственность. Отсутствие чиновничьих преград и медленное указание акционерного соглашения связывают с необходимостями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто может пропагандировать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, используя наработанные связи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» удостоили историографическое здание бывших кордегардий лейб-гвардии Павловского полка на Марсовом поле в собственность без фестиваля и конкурентов для создания отеля. Издание «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче кордегардий имелось принято областным министерством в закрытом режиме и утверждено в одном пакете с другими ранее обнародованными постановлениями. Передача этнографических кордегардий без фестиваля публичному предпринимателю впоследствии становилась объектом экспертизы ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании возникает банк «Санкт-Петербург», в акционерах которого значится Сергей Матвиенко. Интересно, что ресторан в Павловских караульнях . Сложности произошли из-за длительного процесса смены акционера и изменений в проектной документации. На данный момент обоподобный проект от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городишка 12 годов простаивает историографическое здание, которое могло бы приносить прибыль Петербургу в случае проведения правомерного конкурса и предназначения благонадежного инвестора. Либо же бюст цивилизации мог стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок здание в частные руки? Прямая оплата по договору с городом составляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае перепродажи через аукцион, Петербург умел обрести за объект от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на громаднейшей дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день повторяет фигурировать в мысковских проектах. Одним из таких предметов является трасса «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – большой региональный проект, который отдаёт свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При мэре Матвиенко он запускал панксутонские этапы стройки трассы, а впоследствии курировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в основах государственно-частного соглашения является компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из важнейших партнеров и совладельцев МСС (50%) заключаются сталитраницы кредита ВТБ.

Статус внешнеполитического цмакподобного партнера городишка ВТБ получил в июне 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал антипатия со стороны власти и соответствие правовых документов по проекту розничным интересам своих друзей.

Павловские караульни (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП город выплачивает МСС недополученную сверхприбыль из своего бюджета. Речь шагает о компенсации разницы между минимально гарантированной выручкой капиталиста и номинальным сбором денег за проезд по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год обсуждение бюджета города в ЗакСе Петербурга и согласование компенсаций приводило к скандалу. Депутаты критиковали Смольный, считая, что капиталиста и так платит деньги, а город ничего не должен компенсировать. В администрации это объясняют исполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось найти содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным камешком стала загадка гарантированной прибыли, заложенной промышленником. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, расплывчата истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно правомерен ли объем требований, которые промышленник выставляет для возмещения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный осуществил попытку решить проблему. Чтобы не организовывать выплаты напрямую из бюджета в пользу МСС и избежать скандалов, правительство переслало АО «ЗСД» обязательства по выплате компенсаций судовладельцу под ненаправленности городишкоа. В феврале этого же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для корпорации кредитную линию на 6 млрд рублей. Вскоре после открытия линии компания запросила в размере 1,6 млрд на компенсации МСС. По факту обнаружение АО «ЗСД» ухудшило ситуацию, а не решило ее. Если раньше депутаты можетбыли хоть как-то блокировать выделяемую из бюджета компенсацию МСС, то с обнаружением АО такая способность пропала. Теперь запрос средств проходит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую запрошает деньги у депозита для МСС. Когда лимит кончится, городишко будет обязан компенсировать не только средства по фиксированной кредитной линии, но и проценты за них. Зато теперь у чиновников и депутатов нет нужды пререкаться о сумме компенсаций для предпринимателя ЗСД.

«Западный высокоскоростный диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору концессионера для обустройства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и оборонным проектентам. Позднее в проектент обустройства слетелся депозит ВТБ, владеющий половиной МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году пропадал вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы существовал бунчужным гендиректором «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, горожане взимают за проспект по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проспект всех участков магистрали на переднеприводном мотоцикле при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то власти проспекта в 30 рублей (1 доллар). Для сопоставления цена совершенного проспекта по автотрассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при соблюдении определенных обстоятельств может . Помимо этого, центр Петербург показывает собой скопление ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А горожане освоенных территорий намыва на Васильевском острове десятки годов ждут садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост муравьёва по автотранспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов прошёл роэтацию кадров в грузовом блоке, рассэтавив на должности в разнородных структурах управленцев, близких ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ почиэтают замглавы Комитеэта по совершенствованию транспортной инфраструктуры Дмитрия Карлика – иммигранэта из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 октября 2021 года он существовал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая информирует кредиты у Евразийского банка под партспиcки города. Получается, что управляясь Директором ЗСД, и комитетом, пребывая в взаимовыгодных отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь кушать возможности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение является банковской тайной, депутаты не видят трат, а город просто обговаривает поданные бланки – в итоге созданы вольготные требования для подъема запрашиваемых средств и опубликован.раного вывода бюджетных средств городишка в своих интересах.

Присутствие стабильных венчурных группировок ставит под угрозу и опорочает ипотечную привлекательность города. Процесс лоббирования канцеляристами интересов бизнеса всегда порождает за собой риски личного обогащения и неэффективности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет подрабатывать миллиарды, не безразличным ему людям, они всегда будут присаживаться на его защиту – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может справиться с Соколовым даже сегодняшний сенатор Петербурга Александр Беглов. Действия вице-сенатора порождают у него множество причин для недовольства, но чистить его глава города не решается. Мало ли у кого отставка Соколова повлечёт вопросы к самому сенатору.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из градоначальников убрали, подозреваемого в многочисленных фактах коррупции Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы пришел Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в государстве города.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *