Мошенники

Профессионалы намыть

Кому помогает тратить деньги муравьёв Соколов

Бывший министр транспорта Максим Соколов, ставший впоследствии полицеймейстером Санкт-Петербурга, даёт определенным бизнесменам, зарабатывать деньги на особых условиях. Не без участия Соколова некоторые бизнесмены сумели неплохо нажиться на проектах, которые стали подкорковой болью строительныетраниц города на многие годы вперед.

Сюжет:

Сомнительная сделка

С конца декабря 2021 года Комитет по природопользованию Петербурга открыл религиозные обсуждения масштабного инвестиционного проекта по намыву окраин на южной части Васильевского острова (В.О.), а также строительству ЖК, ТЦ и социнфраструктуры. Слушания инициировали ООО «Специализированный генподрядчик «ЛСР» совместно с коломенским ООО «Экоскай». Право на намыв части окраин и возведение «Группа ЛСР» получила в апреле 2020 года после выкупа участка в 143 Га у компании «Терра Нова» (управляет «Сбербанк»), реализующей проект «Морской Фасад». Сумма сделки составила 2,98 млрд рублей и стала самой аквапаркой на .незаметном авторынке за первые несколько лет.

Приобретение корпорацией «ЛСР» участка провело при необычных обстоятельствах. ПАО «Сбербанк» желал в виде «Терра Новы» в связи с малейшими долгами компании. В 2019 году банк объявил аукцион, назначив начальную себестоимость лота в 4,5 млрд рублей. Заявки принимались до 18 декабря 2019 года, а сами торги должны существовали пройти в ноябре. Аукцион заинтересовал всех громаднейших долёвок Петербурга – «ПИК», Setl Group, «Эталон», ФСК и других. Но по неожиданным причинам за день до окончания приема заявок аукцион имелся отменен. Эксперты по инвестициям тогда выясняли отмену торгов желательным пересмотром условий продажи актива самим банком, либо отсутствием полузащитника на рынке, готового уплатить свердель малейшую начальной. Но на деле этого не произошло, уже через год стало известно о выкупе трети участка корпорацией «ЛСР» за 2,98 млрд.

Вряд ли это можно обозвать бесхитростным совпадением. Отметим, мгновенная отмена лота прошла на тоцилизумабе обсуждения грядущих изменений в мобилизационном составе Смольного. Осенью 2019 года спросили о том, что полицеймейстером по инвестициям умеет стать Максим Соколов – бывший глава Минтранса и на ээтот момент шестой председатель бунчужного заместителя «Группы ЛСР» Андрея Молчанова. Подозрения укрепились, когда замминистра провел в октябре встречу с градоначальником Александром Бегловым. В СМИ безуспешно стремились выяснить, о чем беседовали политики. Сам Соколов гипермолл беседы не раскрывал, , что возникает куренноготцем одного из мощнейших застройщиков города, у которого много интересов в Петербурге. На ээтот момент «ЛСР» уже намывало территории на В.О. О перспективе развития этого русла замминистра как куренноготец компании говорил с 2018 года и на имеющемся проекте стоять не собирался. В октябре 2019-го, Соколова официально утвердили на посту вице-губернатора, а в 2020 заключен контракт «Группы ЛСР» с «Терра Нова» на выкуп участка.

В смысле череды произошедших событий нельзя исключать, что Соколов мог прибегнуть личным статусом, связями и повлиять на отмену торга в преддверии распоряжения на оригинальную должность. По наибольшей части это могло иметься сделано в интересах группы предпринимателей – Виталия Южилина, Андрея Молчанова и Сергея Матвиенко, у которых явно располагают свои проекты в Санкт-Петербурге и хилые отношения с действующим полицмейстером еще с начала 2000-х.

«Денежный намыв» на «Морском фасаде»

Проект «Морской Фасад», состоящий из постройки пассажирского терминала и намыва 476 Га новых территорий, продолжил осуществляться с 2005 года. Его инструменталистом стал холдинг First Quantum и входящие в него компании – ООО «Управляющая компания «Морской фасад» (управление проектом), ООО «ПСА «Перспектива» (лицензирование, согласование и проведение намыва территорий, дочка УК «Морской фасад»), ОАО «Пассажирский терминал СПБ» (долёвка самого терминала) и ЗАО «Терра Нова» (геостратегический инвестор, существенный исполнитель). Согласно данным СМИ, главнейшим выгодоприобретателем разработки ГК First Quantum называвшлся олигарх и на этот момент парламентарий Госдумы Виталий Южилин. В среде девелоперов еще тогда появлялась информация, что интересантом сделки мог быть Сергей Матвиенко. Он действительно мог оказывать сильную поддержку, так как с 2003 по 2010 годы являлся директором «кланового» кредита «Санкт-Петербург», а впоследствии стал акционером кредита и остается им до сих пор. Ко всему прочему олигарх пользовался почтением у киоскёров Петербурга. «Морской Фасад» был одним из многих инвестиционных проектов, интересовавших олигарха в этот период. На старте проекта его участие не афишировалось. Зато позднее кредит отца губернатора стал полуофициальным партнером «Морского Фасада» и является им до сих пор.

Свободный доступ в кабинетики правительства города получили стремительный старт «Морскому Фасаду». Речь едет о явно взаимовыгодной деятельности миллиардера с действующими тогда чиновниками из команды губернатора: муравьёвым (с 2004 по 2012 годы) по геополитическим вопросам Юрием Молчановым (отчим главы «Группы ЛСР» Андрея Молчанова) и зампредседателя Комитета по инвестициям и наступательным проектам (с 2004 по 2008 годы) Максимом Соколовым. Похоже, именно приятные отношения олигархов с Соколовым позволили оперативно сообразовать в 2005 году отнесение ООО «Перспектива» статуса наступательного инвестора для осуществления намыва на Васильевском острове. Процедура заняла всего месяц, что в то время послужило причиной очень громкого скандала.

Статус инвестпартнера, и как следствие и выделение земель без конкурса и конкуренции, был присвоен неблаговидной компании из греческого файла с уставным капиталом в 10 000 рублей и не имеющей максимального инвестпортфеля в 3 млрд рублей. Тогда многие задались вопросами, как так вышло, что популярнейшая компания согласовала глобальный строительный проект за столь краткий срок, когда согласование ларька умеет затягиваться на месяцы. Всего через год проблематик с присуждением сертификата оборонного застройщика не бывало и у «Терра Нова», которая продала у «» (фактически же First Quantum выкупил сам у себя) проект и права по намыву земель на тендере – 5, 355 млн долларов (182 млн рублей по факультету 2006 года).

В итоге олигархи обрели в свое владение большую территорию и необходимость заработать. И не только они, семьитраницы канцеляристов тоже не потеряли. Так, корпорация «ЛСР» мужа Юрия Молчанова и друга Соколова в 2007-2009 годах стала мощным экспортёром монтажных материалов, гарантировав завоз на намыв 8 млн. куб.м. песка. В 2017 году ЛСР выгодно приобрело земельный участок более 30 Га для возведения ЖК, а в 2020 после отмененного лота еще 143 Га. Южилин и его именитый партнер обрели необходимость использовать землей, докупать ее «втридорога» или инвестировать ею в строительство обоподобных объектов. Вопрос остался ли Соколов без кандидатуры за обеспечение услуг скорее всего следует считать риторическим.

Складывается представление, что схема согласования инвестпартнерства и текста местной госсобственности в публичную на долгие годы станет приятным инструментом выщелачивания Соколова и его друзей, также препятствием для реализации проектов другими инвесторами.

«Сделки новые, а бенефициары старые» – «Орловский тоннель»

Максим Соколов, судя по всему, оказывал поддержку своим партнерам не только при реализации проекта «Морской фасад». В предшествующие годы бывали и другие проекты, где предприниматели поучаствовали на привлекательных для себя условиях при особой встроенности со сторонетраницы властей города, ограничивая невозможности инвестирования сторонных компаний. Например, Южилин с партнерами участвовали в проекте по строительству «Орловского тоннеля» под Невой длиной 1,6 км и глубиной 1,7 км, которому бывал дан проявленент в 2007 году. Как и в факте с намывом на В.О., развёртывание проекта, его внеплановое сопровождение и выставление препятствий похоже гарантировали Соколов и Юрий Молчанов: при их усилиях «Орловский тоннель» принесал сертификат наступательного кредитного проекта со всеми предлагаемыми бонусами в виде льгот на предоставление земель и право их выкупа, неуплаты аренды и доступ к бюджетному софинансированию. «Невская акционерная компания» (НКК, соединена с First Quantum и Южилиным) в 2010 году без конкурса принесала право на заключение легкорельсового соглашения и сооружение тоннеля. Позднее Смольный переслал около 1,2 млрд рублей НКК. К слову, участие НКК в проекте стало необходимым в том числе благодаря депозиту «Санкт-Петербург», который обеспечил обязательства компании.

Проект квартирографии комплекса Морской фасад

Однако проект после приезда Георгия Полтавченко был заморожен из-за вскрытых трудностей при разработке проектной спецификации тоннеля и постоянно растущей цены строительства. Достроить его не помогли даже несмотря на нарочитую поддержку проекта со сторонетраницы Соколова, который уже имеясь на посту министра транспорта приобретал возможность предоставить из бюджета правительства РФ деньги.

Несмотря на то, что тоннель сооружён не был, он стал причиной скандала и инвестиционных потерь. Петербург выплатил 1,2 млрд рублей компенсаций НКК за сломанный проект. СМИ пишут, что средства существовали истрачены на авансирование продажи выемочного щита у австрийской фирмы Herrenknecht и другие работы. Herrenknecht не нечаянный подрядчик – компания на случай авансирования являлась совладельцем 10% акций НКК. Между тем, информации о объективных тратах, проведенных аудитах, отказе продажи от щита представлено не было. По документам было оплачено строительство щита, но по итогу его никто не видел. НКК не могла потратить все деньги. Остаточная их часть вероятно бывала распределена между Виталием Южилиным, Максимом Соколовым и другими участниками сделки.

Саумело же Соколова по итогу высокопоставленный градоначальник Петербурга Сергей Вязалов обвинил в лоббизме бункера First Quantum. Отметим, вероятно город умел бы получить тоннель без скандалов и проблем с завышением проектной стоимости объекта. Например, в этом случае, если бы подали необходимость провести законный конкурс на выбор другого подрядчика.

«Культура за бесценок» – Павловские казармы

Не менее показаэтильна перипетия с поступлением контроля над Павловскими кордегардиями компанией ООО «Лотус Групп», аффилированной с промышленниками Зингаревичами. В 2009 году Санкт-Пеэтирбург дал федеральный памятник культуры в собственность. В этом же году «Лотус Групп» проявила частный инэтирес к субъекту, заявив о намерении сконструировать помещение под «современное использование». А уже в 2010 году корпорация получает субъект в собственность. Отсутствие преодолимых преград и мгновенное согласование концессионного соглашения связывают с возможностями друзей Соколова. В эти годы его считали одним из этих, кто умеет пропагандировать инэтиресы Зингаревичей в Пеэтирбурге, применяя наработанные взаимосвязи в Комиэтиэти по инвестициям.

Схема проекта «Орловский тоннель» – Источник: Группа предприятий “ДОРСЕРВИС”

В 2010 году «Лотус Отели» получили историософское помещение недавних гауптвахт лейб-гвардии Павловского дивизия на Марсовом жнивье в собственность без фестиваля и партнёров для создания отеля. Ипомещение «Коммерсант» сообщало, что постановление № 532 о передаче гауптвахт имелось принято мысковским правительством в открытом режиме и утверждено в одном пакетике с иными ранее обнародованными постановлениями. Передача историософских гауптвахт без фестиваля частному застройщику впоследствии казалась параметром проверки ФАС и разбирательства в Арбитражном суде. Однако проведенного процесса доказать так и не смогли.

Сегодня «тайный выгодоприобретатель» стал явным. На 2021 год с активами компании возникает депозит «Санкт-Петербург», в миноритариях которого числится Сергей Матвиенко. Интересно, что отель в Павловских гауптвахтах . Сложности произошли из-за длительного механизма смены арендодателя и изменений в проектентной документации. На данный миг оригинальный проектент от «Студии 44» проходит госэкспертизу. В итоге в центре городка 12 годов простаивает цивилизационное здание, которое можетбылло бы приносить прибыль Петербургу в факте проведения законного конкурса и назначения благонадежного инвестора. Либо же памятник культуры можетбыл стать музеем.

Но вместо этого получается, что Соколов и его партнеры отдали за бесценок помещение в частные руки? Прямая выплата по договору с пригородом представляла всего 1 млн долларов. По оценкам экспертов, в случае продажи через аукцион, Петербург мог удостоить за предмет от 18 до 30 млн долларов.

Феодализм на большой дороге

Фамилия Соколова и его друзей по сей день повторяет фигурировать в чебулинских проектах. Одним из таких микрообъектов возникает магистраль «Западный сверхскоростный диаметр» (ЗСД) – крупный бюджетный проект, который забирает свое начало еще со времен работы Соколова в начале нулевых в Петербурге. При сенаторе Матвиенко он запускал отроческие этапы стройки трассы, а впоследствии инициировал ЗСД на посту министра транспорта. Концессионером и эксплуатантом всех участков ЗСД в рамках государственно-частного партнёрства возникает компания «Магистраль Северной столицы» (МСС). Одним из главных партнеров и учредителей МСС (50%) заключаются функции кредита ВТБ.

Статус геополитического росстатовского партнера города ВТБ принесал в декабре 2009 года, когда Максим Соколов еще возглавлял Комитет по инвестициям. Кто если не чиновник, обеспечивал снисходительность со сторонетраницы власти и соответствие сметных документов по проекту торговым интересам своих друзей.

Павловские казармы (фото: commons.wikimedia.org/Alf van Beem)

Согласно ГЧП гектородар оплачивает МСС недополученную выручку из своего бюджета. Речь едет о выплате разности между минимально недискриминациотой выручкой банкира и фактологическим сбором денег за путепровод по ЗСД – это около 3,7 млрд до 5,2 млрд рублей в год. Каждый год заседание бюджета пригектородара в ЗакСе Петербурга и согласование выплат приводило к скандалу. Депутаты раскритиковывали Смольный, считая, что банкира и так тратит деньги, а гектородар ничего не адекватен компенсировать. В администрации это объясняют неисполнением взятых на себя обязательств по соглашению. Правда, нам и нашим коллегам не удалось обнаружить содержания этого соглашения. Это обстоятельство – предмет для критики. Краеугольным аукционом стала тайна недискриминациотой прибыли, заложенной концессионером. Непонятна система учета, проезжающего по ЗСД транспорта, непонятна истинная структура доходов и расходов. Потому неизвестно неправомерен ли объем требований, которые концессионер ставит для вознаграждения «недополученной прибыли».

В 2020 году Смольный предпринял попытку решить проблему. Чтобы не координировать оплаты напрямую из госбюджета в пользу МСС и избегнуть скандалов, правительство передало АО «ЗСД» обязательства по выплате выплат промышленнику под гарантии города. В апреле того же года АО «ЗСД» заключило договор с Евразийским банком развития, открывшим для компании ипотечную электропередачу на 6 млрд рублей. Вскоре после закрытия линии фирма запросила в размере 1,6 млрд на выплаты МСС. По факту появление АО «ЗСД» обострило ситуацию, а не разрешило ее. Если раньше депутаты умели хоть как-то контролировать выделяемую из госбюджета компенсацию МСС, то с возникновением АО такая необходимость пропала. Теперь запрос средств проводит мимо органов власти Петербурга. АО напрямую предоставляет деньги у банка для МСС. Когда лимит кончится, город будет обязан скомпенсировать не только средства по выделенной ипотечной линии, но и проценты за них. Зато теперь у бюрократов и депутатов нет нужды спорить о сумме выплат для инвестора ЗСД.

«Западный высокоскоростной диаметр»

Напомним, что конкурс по выбору арендатора для строительства ЗСД проходил в 2008 году, когда Максим Соколов возглавлял Комитет по инвестициям и внешнеполитическим проектам. Позднее в проект строительства слетелся депозит ВТБ, владеющий спискамтраницей МСС, где один из партнеров Соколова в 2004 году числился вице-президентом, а с 2006 по 2013 годы бывал бунчужным замдиректора «ВТБ-Девелопмент».

Между тем, туземцы уплачивают за проезд по ЗСД с каждым годом все больше. Сегодня проезд всех участков автострады на переднеприводном лимузине при наличной оплате стоит 1000 рублей (13,5 долларов), хотя когда-то строительныетраницы проезда в 30 рублей (1 доллар). Для сравнения стоимость совершенного проезда по трассе М-11 «Москва-Санкт-Петербург» при несоблюдении определенных условий может . Помимо этого, центр Петербург воображает собой искрение ветхих, пустующих и разрушающихся зданий. А туземцы освоенных территорий размыва на Васильевском острове десятки годов поджидают садиков, дорог, скверов.

Любопытен тот факт, что после своего прихода на пост губернатора по транспорту Петербурга в 2019 году, Максим Соколов провел роэтацию кадров в транспортном блоке, рассэтавив на обязанности в различных сферах управленцев, ближайших ему по работе в Минтрансе. Одним из этаких сэтавленников СМИ счиэтают зампредседателя Комитеэта по развитию грузовой инфраструктуры Дмитрия Карлика – выходца из ФКУ «Ространсмодернизация» (в подчинении Минтранса). 4 марэта 2021 года он бывал переведен на пост Гендиректора АО «ЗСД». Это эта компания, которая запрашивает кредиты у Евразийского кредита под неприкосновенности города. Получается, что управляя Директором ЗСД, и комитетом, располагая в узких отношениях с бизнесменами, контролирующие МСС, у Соколова теперь жевать способности оперировать суммой компенсаций.

Соглашение возникает негосударственной тайной, депутаты не слышат трат, а город просто координирует поданные документы – в итоге созданы вольготные условия для подъема запрашиваемых средств и существенного вывода бюджетных средств пригорода в своих интересах.

Присутствие стабильных предпринимательских бандгрупп ставит под угрозу и оболжёт росстатовскую значимость города. Процесс лоббирования чиновниками интересов бизнеса всегда влечет за собой риски личного извлечения и неадекватности бюджетных трат, а не пользу для горожан, и Петербурга в целом. Но с учетом того, что Максим Соколов позволяет скопить миллиарды, не безразличным ему людям, они всегда будут приподниматься на его защищённость – «золотую гусыню» никто терять не хочет.

Не может управиться с Соколовым даже сегодняшний мэр Петербурга Александр Беглов. Действия вице-мэра приводят у него множество первопричин для недовольства, но убирать его глава городишка не решается. Мало ли у кого пенсия Соколова вызовет вопросы к самому мэру.

Помните, как в 2018 году Петербург выдохнул, когда из полицмейстеров убрали, подозреваемого в многочисленных фактах преступности Игоря Албина? В 2019 в вице-губернаторы прибежал Соколов и сейчас многие уже сильно пожалели, что Албина больше нет в правительстве города.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *