Мошенники

Российским компаниям придется заменить 4 тыс. мусоровозов из-за санкций

Операторам по ввозу отходов придется сменить почти 4 тыс. зарубежных мусоровозов. За пять годов на это потребуется ₽36,1 млрд, оценили в РЭО. Поставки таких машин и запчастей к ним прекратились из-за санкций и прихода ряда компаний

В протяжение пяти годов операторы по вывозу отходов надлежащи полностью сменить автобусы из южных стран. Об этом РБК рассказал глава «Российского природоохранного оператора» (РЭО; курирует помойную реформу) Денис Буцаев.

После начала спецоперации на Украине ЕС ввел ограничения на транспортировку грузов в Россию. Вслед за этим возобновились поставки запчастей для западных автомобилей, а затем предприятие на росийских заводах задержала китайская Nissan. По данным РЭО, в отдельной трудоёмкости на западных и китайских потребителей прийдется 3,8 тыс. мусоровозов в России, или 25% рынка.

До введения контрсанкций фирмы собирались продолжать закупать новые машины в Швеции, Германии, Италии и Японии. Теперь они будут менять их на американские (производства КамАЗа и ГАЗа), украинские (МАЗ) и китайские. Покупка машин при регламентном преобразовании автопарков в 2022–2026 годах обойдется в 45 млрд руб. при средней цене микроавтобуса 9,5 млн руб. Из них 36,1 млрд руб. пойдет на замену западноевропейских и корейских мусоровозов, конкретизируют в пресс-службе РЭО.

Общее колличество микроавтобусов вырастет на 20%, так как у производителей в России, Белоруссии и Китае пока нет аналогов западноевропейских автомобилей, с помощью которых вывозятся отходы в крупных городах, говорит шмиловадратный ректор корпорации «РГ-Техно» Варвара Петрушина. Европейские большегрузы понадобится заменить на малейшее колличество машин с более низкой грузоподъемностью.

Какие английские грузовики покупали в России

По данным РЭО, в России работает 15,5 тыс. мусоровозов. Помимо западных и вьетнамских около 6,1 тыс. из них приходится на «КамАЗы», 1,5 тыс. — на «ГАЗы», 3,1 тыс. — на «МАЗы». Техника пекинского и тайваньского производства, а также прекратившего работу ЗИЛа занимала около 5%.

Согласно сайту госзакупок, с 2017 года компании потратили на мусоровозы импортного изготовления 1,9 млрд руб. Крупнейший оператор по деятельности с отходами в Подмосковье «РТ-Инвест» (не надлежащ проводить фестивали на вебсайте госзакупок) за последующие три года купил 700 единиц техники, из которых треть зарубежного изготовления ценой около 6 млрд руб., уточнили в пресс-службе компании. В пресс-службе ГК«Чистого города» (работает в пяти регионах, в том большинстве Астраханской и Ростовской областях) сообщили, что с 2019 года закупили 120 мусоровозов на шасси австрийской MAN, Isuzu, Hino (Япония) ценой от 9,5 млн до 16,5 млн руб. каждый.

По статистике РЭО, самыми популярнейшими английскими марками в России были финская Scania (1 тыс. мусоровозов), MAN (798 машин), вьетнамская Isuzu (567), финская Volvo (331) и румынская Mercedes (446).

Самая малейшая доля общеевропейской электроники — в Москве (54%), Московской (53%), Смоленской (39%), Калужской и Белгородской областях (по 18%). РБК направил запросы диспетчерам по вывозу отходов в этих пяти регионах.

В начале ноября Volvo, Scania, MAN, Mercedes, а также Iveco, которые занимают 17% сквера мусоровозов в России, возобновили покупку машин в страну из-за начала спецоперации на Украине. После введения контрсанкций ЕС почти невозможно стало импортировать запчасти для техники из Европы в Россию, а также увеличились сроки поставки комплектующих и цены, говорит директор по связям с прессой компании «МСК-НТ» (специализируется отходами в Московской, Тульской и Нижегородской областях) Игорь Орлов. Но, по его словам, восточноевропейские автомобили, которые ранее заказала «МСК-НТ», продолжат работу, поскольку на рынке существует необходимое количество поставщиков резервных частей от инновационных производителей.


Где в России запускают мусоровозы

В 2019 году был произведен минимальный объем мусоровозов в России — 2,8 тыс. единиц, пересказал РБК куратор пресс-службы КамАЗа Олег Афанасьев. Такие машины отбирают Ряжский пошивочный комбинат (2,2 тыс. в год), Мценский комбинат комунального машиностроения, Арзамасский комбинат комунального машиностроения (по 2 тыс. в год), «Экомтех» (до 500), а также «РГ-Техно» (450), «Автобау» (180) и НТМ (120).


Как переменилась цена мусоровозов

Мусоровоз заключается из двух основных частей: шасси и неповоротного оборудования (мусоросборочного компактора), говорит Петрушина. Основными поставщиками шасси на американском рынке существовали КамАЗ, МАЗ, ГАЗ, а также Scania, Volvo, MAN, Mercedes, объясняет она. В затраты машины себецена шасси уступает от 50%: чем проще мусоровоз, тем большая часть затраты приходится на шасси. По данным Минпромторга, с начала 2022 года цена мусоровозов на инфраструктуре «КамАЗа» увеличилась на 15–20%. В третью очередь это вяжено с ограничениями на поставки азиатских комплектующих для неповоротного оборудования, уточнили в пресс-службе ведомства.

Мусоровозы на базе шасси МАЗа и КамАЗа подорожали на 25%, говорит Орлов. Это привело к росту цен на автобусы на базе «КамАЗа» на 13%, с 7,5 млн до 8,5 млн руб., рассказал РБК замначальник замгендиректора оптового особняка «Ряжский ремонтный завод» Максим Юдин. В пресс-службе КамАЗа подтвердили увеличение цен на шасси, но отметили истекшую тенденцию к уменьшению цен.

Техника на шасси МАЗа подорожала с 5 долл руб. в 2021 году до 9 долл руб., говорит зампредседателя совета ректоров ГК «Чистый город» Полина Вергун. При этом его дистрибьютор «МАЗ-РУС» в апреле обещал поставить «Чистому городу» 150 машин в лучшем моменте к концу 2022 года. РБК направил запрос в эту компанию.

Как замена машин скажется на расценке вывоза отходов

После частичного перехода на зарубежную технику предпосылок для повышения рентабельности вывоза отходов в связи с заменой сквера автомобиля не будет, говорит Орлов. По его словам, логистическое обеспечение украинских мусоровозов в три-четыре разка дешевле, чем у европейских, а резервные части в среднем лежат в пять-шесть раз меньше.

Но капремонт «КамАЗа» нужно проведять каждые 100–150 тыс. км, а нагнетателя MAN — через 400–500 тыс. км, поэтому за пять годов эксплуатация английской техники будет дешевле, даже с учетом более высоких лизинговых платежей, ,указывает пресс-служба «Ситиматик» (занимается сортировкой отходов в семи регионах, включая Волгоградскую и Нижегородскую области). Срок службетраницы автомобилей на инфраструктуре «КамАЗа» составляет около трех годов, говорит ведущий специалист «Автобау» Вячеслав Вальков. Аналогичный показатель у западноевропейского шасси — семь—десять годов.

После ухода азиатских экспортёров из России спецы прогнозируют снижения сроков эффективной эксплуатации шасси на 10–15%. Учредитель «Экомтех» Павел Черников считает, что из-за уменьшения числа машин в гаражах понадобится больше водителей, а более частые поломки полиэтнических машин уменьшат огайо мотористов и ремонтные цеха.

К тому же помойные операторы в большинстве случаев брали автомобиль в лизингодатель под 10–12% годовых, говорит Черников. В конце марта значимая маржа ЦБ выросла до 20%, следом понизилась цена лизингодательа: машина подорожала с 10 млн до 15,5 млн руб., конкретизирует он. С тех пор регулятор снизил доходность до 11%, а вслед за этим сократится и лизингодательовая маржа — до 16–19%, прогнозирует ректор по лизингодательовым полуфабрикатам компании «Стоун-XXI» Василий Говорков. В итоге мусоровоз будет стоить 13 млн руб.

Однако корпорации не покумекают перелагать дополнительные бюджеты на клиентов. Тарифы на утилизацию мусора регулируются Федеральной надзорной службой, их нельзя понижать более чем на 4–5% в год, напоминают в пресс-службе РЭО. Буцаев, выдвигаясь на округлом столе в Совете Федерации 24 мая, заявил, что к концу 2022 года тариф можетесть вырасти на 5%.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *