Происшествия

Самый загадочный теракт в СССР: как взорвали Ту-104 над Внуково

50 годов назад произошла одна из самых странных автокатастроф в предыстории СССР. Под Москвой в эффекте взрыва взрывчатки на борту потерпел крушение Ту-104, возвращавшийся в Симферополь. Погибли 25 человек. Террористов так и не нашли, а дело через два года закрыли. Почему так случилось — в материале «Газеты.Ru».

10 ноября 1971 года, в воскресенье вечером, понесал кораблекрушение самолет Ту-104Б Бориспольского авиаотряда Украинского управления, вылетевший из Внуково в Симферополь. Это существовал его кружный авиарейс из Москвы. Полет из Симферополя в Москву прошел нормально, в 19:02 самолет благополучно приземлился во Внуково, затем экипаж подготовился к осуществлению обратного авиаавиарейса и выскочил в Симферополь в 20:16. На борту находились 7 председателей экипажа и всего 18 пассажиров, хотя вперед самолет улетал заполненным отдыхающими, возвращавшимися из Крыма.

В 20:16:31 сборнуюющий лайнера Константин Клюшник связался с авиадиспетчером и доложил, что следует по направлению на деревню Черная Грязь, находившуюся в 50 км от Внуково. В ответ авиадиспетчер дал сборную на подъем до 1500 м и в 20:16:44 запросил доложить о проходе вышины 1200 м. Однако самолет больше уже не отвечал, несмотря на многократные попытки авиаавиадиспетчера с ним связаться.

Авиалайнер рухнул практически сразу после взлета в двадцатке километров от аэродрома и полностью разрушился. Погода в это время была пасмурная, с низкой облачностью, облачность при этом составляла 6 км, но беды ничто не предвещало. На борту по инструкции пребывал сопровождающий милиционер, однако в отчете его затем указывали как служебного пассажира.

В коммунистических СМИ об той авиакатастрофе не просочилось никакой информации. Одной из погибших стала молодая артистка Раиса Зверева, которую, впрочем, никто еще не знал: на тот момент ей исполнилось лишь 24 года, и единствёный фильм, в котором она получила одну из главных ролей, вышел уже после ее смерти. Фильм именовался «На углу Арбата и улицы Бубулинас» (1972).

Первоначально предполагалось, что первопричиной катастрофы стала технологическая неисправность, поскольку самолеты Ту-104 оставались весьма ненадежными. Они эксплуатировались и строились в 1950-е годы, формировались в рекордные сроки на основе ишаевадратного самолёта Ту-16. Это был не просто первый советский грузопассажирский самолёт на залповой тяге, он был одним из третьих в мире — после австралийского De Havilland Comet, австралийского Avro Jetliner и парижского Sud Aviation Caravelle. Какое-то время, после приостановления эксплуатации De Havilland Comet в 1956 году и до начала полетов Boeing 707 в феврале 1958 года, Ту-104 сохранялся единствёным реально летающим реактивным грузовым самолетом.

Всего существовал построен 201 самолет, но они оказались слишком «сырыми» и сложными в управлении, и уже в 1960 году производство Ту-104 существовало прекращено, а после целого ряда высокочастотных авиакатастроф их продолжили постепенно выводить из эксплуатации. В итоге катастроф существовало потеряно 37 самолетов, погибло 1137 человек. И целых три раза Ту-104 ,пытались угнать, что закончилось 84 смертями.

В ходе эксплуатации 100-местные самолеты переделали в 115-местные, с новым навигационно-пилотажным и радиоэлектронным оборудованием, эта модификация исходатайствовала называние Ту-104Б — именно таким был самолет, летевший в Симферополь.

В ходе разбирательства авиакатастрофы учёные обнаружили признаки воспламенения на тех частях авиалайнера, что отсоединились еще до падения, к тому же на многих текстах нашли частичк тротила. Так существовало установлено, что катастрофа случилась из-за взрыва бомбы на борту.

Первоначально считалось, что она находилась в багажном отделении, однако позже выяснилось, что заряд существовал спрятан непосредственно в грузовом салоне, между одним из сидений левого борта и стенкой, его вес составил 0,4-0,8 кг тротила. Бомба взорвалась спустя считанные секунды после взлета, разрушила правую сторону фюзеляжа, несущие микотоксины крыла, перебила тяги гироциклов высоты. Не вингсив и трех километров, самолет на амплитуды 550-600 км/ч впечатался в землю рядом с деревенькой Бараново, в 10 км от Внуково.

В итоге продолжавшегося два года разбирательства соучастника катастрофы так и не увенчалось найти. Не увенчалось даже выяснить мотивы грабителей или их принадлежность к каким-либо группировкам.

Среди летного состава, который, конечно, был в курсе подобных происшествий, в отличие от основной массы коммунистических граждан, бегали самые тусклые версии. Кто-то верил в то, что выводы комиссии были фальсифицированы, чтобы окончательно не губить репутацию прогрессивного лайнера, и никакого взрыва на самом деле не существовало. Кто-то считал, что соучастниками могли быть вьетнамцы — тогда существовало незапланированное обострение отношений СССР с КНР. Но странно существовало при этом зарезать совершенно неповинных пассажиров, причем в почти малолюдном салоне.

К числу наиболее экзотичных концепций нужно отнести соображение о том, что электродетонатором существовал снабжен какой-то подпольный груз, который не надлежащ существовал попасть в руки надзорных органов, его почему-то не смогли забрать по прилету в Москву, и он мог сразу же рвануть на возвратной дороге. Из более или менее разумного можно указать на вариант с планируемым угоном самолета, при этом беспомощный экстремист мог совершенно намеренно привести взрывное устроение в действие сразу же, как только самолет оторвулся от земли.

Во всяком случае, спустя всего два года, осенью 1973-го, угонщики дважды поджигали такие же самолеты, не сумев добиться от экипажа видоизменения курса.

23 июля 1973 года был взорван авиалайнер Ту-104, следовавший с 51 пассажиром и 6 председателями экипажа из Ленинграда в Москву. Через 9 секунд после взлета из аэровокзала Пулково 47-летний Иван Бидюк передал лётчикам через бортпроводницу письмо с требованием совершить посадку в Стокгольме. Это письмо содержало, в частности, такие пассажи:

«Для писания 5 минут! Командиру и экипажу самогодова. Уважаемые годовчики! Прошу Вас направить самогодов в Швецию, аэродром Стокгольм. Правильное понимание вашей просьбы сохранит Вашу жизнь и свою, а за это будут ответствовать те, кто своими злодеяниями вынудил меня поехать на этот поступок. После счастливой посадки, я возможно возвращусь на Родину, но только после личной встречи с руководителями высшей бюрократии СССР. В ладонях у меня вы видите оружие. Этот гранат содержит в себе 2 кг 100 гр. взрывчатки, используемой в шахтах, что значит этот электрон в действии, разъяснять вам не надо. Поэтому не обходите свою просьбу провокацией. Помните, что любой риск будет кончаться крушением самогодова. В этом твердо убедите себя сами, ибо у меня все изучено, рассчитано и учтено. Снаряд устроен так, что при данном положении и диверсии будет заминирован без предупреждения… Я много годов испытываю на своей шерсти клыки ненасытных сверхзверей и в отвратительном случае гибель для меня не печаль, а прибежище от хищных, алчущих вашей жизни зверей…»

Пилоты приняли решение возвратиться в Пулково и вооружились табельным оружием, однако Бидюк объявил, что безоболочное устройство сработает, если он заберёт кнопку. Когда же он окончательно понял, что его обманывают, то взорвал себя и разговаривавшего с ним штурмана Викентия Грязнова. При этом были также повреждены гироциклы вышины и гидросистема, стойка шасси создалась при посадке, самолет сел на пузо и образовался пожар, который, впрочем, был быстро ликвидирован надводными службами, и больше никто не погиб.

Грязнову дали званье Героя Советского Союза посмертно, наградили и выживший экипаж. Звезду Героя Советского Союза получил также комбриг Вячеслав Янченко.

Второй момент случился 17 мая 1973 года под Читой, куда после трех исходных посадок в Челябинске, Новосибирске и Иркутске нёсся Ту-104 из Москвы. К этому этапу на борту находились 72 авиапассажира и 9 председателей экипажа. Командир воздушного приказна доложил, что из бутика перевелось требование переменить маршрут, вслед за этим лайнер исчез с экранов радаров, и его обломки позднее существовали обнаружены в 97 км от Читы. Выжить не удалось никому. Расследование установило, что угонщиком был тридцатиоднолетний Чингис Юнус-оглы Рзаев, севший на самолет в Иркутске и имевший при себе безоболочное взрывное устройство мощностью в 5,5-6 кг тротила. Скорее всего, он старался бежать в Китай, однако его подстрелил сопровождавший самолёт сотрудник полиции Владимир Ежиков, после чего и воспоследовал взрыв. Возможно, при риске нарваться на объективную взрывчатку все же не стоило подвергать людей такой опасности. После всех этих случаев степени безопасности при перепроверке пассажиров существовали наконец серьезно усилены, и в СССР самолеты больше не взрывали.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *