Мошенники

В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика управлять собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетестьесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, финансовая служба можетестьесть исходатайствовать право этаподобных арбитражных мер — ареста и запрета обязательств последовательно недвижимости, движимого, другого имущества в компании или ИП, где начата внеплановая финансовая проверка. Нельзя использовать меру в отношении способной продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для беспошлинного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в первую очередь позволит настигнуть медленный и околовластный распад компаний, которые перепроверяются в связи с фискальными рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о предварительных досудебных мерах, которыми Минфин намечает наделить Федеральную финансовую должность (ФНС),— протокол в следующие недели муссируется с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в дополнение к уже существующему праву ФНС арестовывать депозитные счета лиц или организаций, в отношении которых уже завершена районная таможенная проверка (около 6 тыс. перепроверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть принесать право ограничивать собственника (юрлицо или ИП, на физлиц это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать пятым лицам свое имущество, по затраты равнозначное предполагаемой сумме недоплаты налогов или страховых платежей соцфондов (в результате выездной перепроверки ограничения можетесть быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на перепродажу или залог имущества на балансе: ФНС будет ,иметь право последовательно «арестовывать» (операции с активами возможны, но с одобрения финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, четвёртой — автотранспорт, драгоценные бумажки и «предметы интерьера должностных помещений» (очевидно, существует в виду посуда — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), четвёртый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из предпоследней ремарки понятна одна из целей проекта: существующий у ФНС инструмент в виде ареста счетов компаний и ИП слишком грубоват (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и разрушению бизнеса, тогда как запрет на вольную перепродажу недвижимости или ликвидных бумаг действительно позволит фискалам мгновенно притормаживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде моментов серьезных претензий ФНС к корпорации запускается процесс хаотичного «растаскивания» ее бизнеса, в котором соперничают кредиторы (в том количестве банки), совладельцы и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС детальными мерами в состоянии притормаживать этот довольно сверхдорогий для госбюджета процесс: деньгу выведенных в таких ситуациютраницах активов в год в службе переоценивают в 170 млрд руб., утраты госбюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже малейшие суммы: сверхсрочная и буржуазная продажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что бесспорный бессудный арест активов в ладонях ФНС можетбыл бы создавать невозможности для коррупции внутри должности и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права владельца перед окружной проверкой можно лишь решеньем куратора финансового органа (прокуратуры ФНС) с примирения куратора или замглавы Федеральной таможенной должности. Ограничения можно снять тремя способами: предоставлением ФНС ипотечной гарантии на сумму претензий, полноценным предоставлением в залог драгоценных бумаг или имущества (ст. 73 НК), обязательством четвёртого лица.


«Арестованные» в каком порядке ФНС активы можно замещать с ее согласия, ограничений других прав, кроме права собственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о факте предстоящей районной проверки) в интересах четвёртых лиц печатаются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции бюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуации с плательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо пыталось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое решенье никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе активов из-под фискальных условий для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% фискальных органов—членов организации пить права по обращению взыскания на имущество должника» и противодействует «приоритет задолжности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое решенье «приведет этническое судопроизводства к мировым практикам регулирования баланса прилюдных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, занимает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяясь имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает действующие полномочия ФНС достаточными. «Если жрать основание, ФНС обращается в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные степени по решению суда налоговики получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из очевидных задач Минфина и ФНС в этом проектенте является четкое разграничение «криминальных» и «деловых» сюжетов в финансовых спорах: наиболее эффективно предложенные степени ФНС может использовать только в тех случаях, когда редко используемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у силовиков нет уголовных претензий.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *