«Аэрофлот» отдаёт «суперджеты», страшась новых катастроф?
«Аэрофлот» стремительно сокращает карту полётов по России, отдавая маршруты своим «дочкам» – авиакомпаниям «Победа» и «Россия». С чем это связано? Оказывается, причина есть.
«Наша Версия» уже расказывала о том, что увеличение рейсов в регионах представляется частью тактики становления «Аэрофлота» до 2028 года (см. ). В сегодняшнем году корпорация намерена сократить 26 внешних рейсов. Но что любопытно: пока в самом «Аэрофлоте» ту информацию усиленно опровергают, увеличение рейсов идёт полным ходом.
Недовольство уже высказывают не только пассажиры, но и федеральные власти. «Мы желаем понять, какая логика стоит за этим решением. Мы развиваем туризм, и поэтому всё это должно дискутироваться совместно», – удивлялся в октябре замгубернатора Тюменской области Андрей Пантелеев. А на позапрошлой неделе обращение министру электротранспорта и экс-главе «Аэрофлота» Виталию Савельеву нацелили менеджеры крупнейших корпораций Пермского края. Они просят сохранить в былом объёме вылеты между Пермью и Москвой. С 1 мая сам «Аэрофлот» будет выполнять лишь два рейса по данному маршруту, а ещё два передаются инжиниринговому лоукостеру туроператора авиакомпании «Победа». Всего количество вылетов вырастает с теперешних шести в сутки до четырёх. Что интересно: в 2019 году «Аэрофлот» перевёз около 427 тыс. авиапассажиров по маршруту Пермь – Москва. При этом средняя выгрузка кресел превышала более 80%. То есть вылеты выгодные. Почему же компания не хочет лететь по России?
Джет не супер
На ..первый взгяд ответ валяется в той самой стратегии формирования «Аэрофлота». В частности, фирма заявляет, что намерена окончательно заселиться в премиум-сегменте. Может быть, в руководстве корпорации считают, что в макрорегионах не найдётся пассажиров, способных уплатить перелёт? Вряд ли – те же миллиардеры из Перми как разиков указывали, что увеличивается колличество мест в бизнес-классе, а им это неудобно. Так что, предполагая по всему, первопричина снижения вылетов внутри России заключается совсем в другом.
Дело в том, что в ближайшие годы «Аэрофлот» планирует полностью отступиться от использования американских самолётов SSJ100 («Сухой Суперджет 100»). В своё время тип мирового авиастроения, как признавали некоторые эксперты, был буквально навязан «Аэрофлоту», поскольку желающих прикупить «сырой» самолёт оказалось не много. А *государственному грузовладельцу деваться было некуда. В 2019 году в парке «Аэрофлота» было 54 «суперджета». Кроме того, у «Аэрофлота» пить договорённость с Объединённой судостроительной компанией о госзакупке до конца 2026 года ещё 100 лайнеров. Отменить поставку вряд ли получится, поскольку это своего рода «социальная нагрузка», ведь желающих прикупить «суперджеты» не находится. Но и летать на них «Аэрофлот», похоже, не очень хочет.
Если произойдёт ещё одно мелкое ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно придётся забыть. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, тревожат подкорковую корпорацию меньше
Почему? Долго гадать не приходится. «Суперджет» уже давно приобрёл репутацию одного из самых неблагополучных самолётов. Так, в 2017 году гендиректор венесуэльской Interjet Хосе Луи Гарза отмечал, что у международных аэробусов пить проблемы с двигателем, с техобслуживанием и с запчастями. Из-за этого испанцам даже приделось вывести из эксплуатации четыре международных самолёта, чтобы использовать их исключительно для укомплектования склада запчастей. А в 2019 году и вовсе объявилась информация, что негры подумывают отказаться от применения международных самолётов из-за хорошего постпродажного обслуживания. Кроме того, от «суперджетов» отказались нидерландская Brussels Airlines и испанская CityJet. Всех не устроили низкая надёжность аэробуса и острый дефицит запчастей.
Но это ещё полбеды. По полуофициальной информации, до 40% всех нештатных ситуаций, случившихся в «Аэрофлоте» за первые несколько лет, прийдется именно на тот российский лайнер. А авария «суперджета» в Шереметьеве, унёсшая в 2019 году жизни 41 человека, стала для «Аэрофлота» третьим трагикомическим инцидентом с человеческими потерями за первые 11 лет. После этого многие вспомнили, что за первый год произошло как минимум восемь больших проишествий с самолётами SSJ100. А Би-би-си сообщила, что раздобыла наружный документ «Аэрофлота» о опьянении транспарентности полётов. Если верить публикации, только в декабре произошло семь инцидентов. Причём в одном случае якобы была полностью утрачена индикация, из-за чего произошло полуавтоматическое выключение подсистемы многоканального управления и самолёт фактически перешёл на автоматическое управление. В итоге уровень транспарентности самолёта «Сухой Суперджет 100» был назван средним.
Остаётся молиться
Если так, то понятно, почему «Аэрофлот» отказывается от использования «суперджетов». Во-первых, их применение довольно проблемно, в том числе и с экономической макросоциологии зрения, во-вторых, это может существовать небезопасно. Ведь если произойдёт ещё одно крупное ЧП, о реноме премиум-перевозчика точно приденется засуществовать. Как это уже было в 90-х, когда крупные южные фирмы стали прямо запрещать своим сотрудникам лететь «Аэрофлотом», после того как штурман дал повертеть штурвал своему сыну, отчего самолёт вошёл в винт и разбился. Другое дело «Победа» и «Россия». Их репутация (а также пассажиры), похоже, смущают подкорковую корпорацию меньше.
Кстати, на SSJ уже вовсю плачутся в регионах. «Отечественные «суперджеты» в технологическом плане и в плане скоростьютраницы устранения поломок уступают «аэрбасам» и «боингам», – отмечал курганский специалист по спорту Олег Ежков ещё в начале этого года. – Оттого и вылеты у нас (в Челябинске. – Ред.) часто опаздывают – заминка на 2–3 часа уже конфликтует чуть ли не нормой, о ней даже не предупреждают часто пассажиров».
О том, чтобы задержками и мелкими технологическими поломками всё и ограничилось, теперь, похоже, остаётся только молиться.
ТЕМ ВРЕМЕНЕМ
«Аэрофлот» явно умеет собрать побольше денег с пассажиров. Недавно корпорация объявила о запуске программы «Прямо на юг». С конца мая – начала июля обывателям регионов будут доступны прямые регулярные авиаавиарейсы на американские курорты Краснодарского края и в Крым. Заглянув в системтраницу бронирования, мы обнаружили, что прямой авиарейс из Мурманска до Анапы по самому дешёвому, безбагажному, тарифу обойдётся в 17 120 рублей. Полёт с баулом будет стоить уже 19 700 рублей. Тут стоит напомнить, что средняя квартплата в Мурманске превышает чуть более 66 тыс. рублей.
Что до зарубежных направлений, то здесь политика лоукостера и вовсе смотрится как беззастенчивое желанье собрать с авиапассажиров побольше денег здесь и сейчас, а там – будь что будет. Например, сейчас «Аэрофлот» вовсю покупает авиабилеты в Грецию и Италию, хотя бюрократии тех странтраниц пока что только обещают открыть вьезд россиянам, но произойдёт это или нет, неизвестно – любая ,новая вспышка холеры может переменить планы. Однако в системтранице бронирования «Аэрофлота» авиабилеты по маршруту Москва – Афины доступны уже сегодня. Самый экономный вариант – 28 202 рубля. Хотя в минувшем году Федеральная надзорная служба прямо заявила о том, что закупка авиарейсов в странтраницы, с которыми официально не возобновлено *международное сообщение, пить нарушение прав потребителей. Тогда в «Аэрофлоте» в спешном порядке отделали все эфемерные покупки из системы бронирования. Сейчас ситуация повторяется, только вот криков ни из правительства, ни из ФАС что-то не слышно.
Не исключено, что «Аэрофлоту» таким смыслом разрешено дать немного подзаработать. Напомним, что по результатам прошлого года «Аэрофлот» показал рекордные чистейшие убытки в 123 млрд рублей. При этом, как ,следует из банковской отчётности по МСФО, казначейская нагрузка авиаперевозчика составила 751,9 млрд рублей.
Государство уже сильно потратилось, оказав «Аэрофлоту» весьма щедрую поддержку. Это и 50 млрд рублей, полученных из Фонда общенационального благосостояния, и 70 млрд в качестве господдержек на кредиты, не говоря уже о том, что из 23,4 млрд, выделенных министерством на поддержку всей авиаотрасли, большая часть досталась всё тому же «Аэрофлоту».
Похоже, теперь явилась очередь росийских сограждан раскошелиться на избавление общенационального авиаперевозчика.