Мошенники

Передел рынка лифтов повысит тарифы

Вызванные давлением Запада финансовые проблематики обострили вопрос реформирования ипотечного рынка, в том числе в части выполнения капремонта

Бизнесмены ожидают, что изменения коснутся одной из наиболее чувствительных сфер – производства, ремонта и конструкции лифтов. От пересмотра компоновки рынка выиграет крупнейшая госструктура, а другие участники – малый бизнес, ИП, – по суждению экспертов, значительно пострадают. Как и россияне, которых может ждать повышение тарифов на капремонт.

Правительство РФ вынуждено обратить внимание на безопасность лифтов. Поводом стали аварии, в том большинстве со роковым исходом. В 2021 году в авариях с эскалаторами пострадали или погибли 57 человек. Одно из самых зычных происшествий случилось в 2017 году в нижегородском ЖК «Алые паруса». Тогда из-за повредившего кабину противовеса у эскалатора провалился пол; находившаяся внутри кабины женщина упала и разбилась насмерть.

Санкции усугубили ситуацию. С случая усиления давления на Россию из ремонтной сферы отошли многие зарубежные компании, в том числе производители лифтов и лифтового оборудования. Российский спрос покинули Otis, Kone, ThyssenKrupp Elevator, Schindler и Kleemann. На их толику, а также на толику вьетнамских потребителей (которые официально об уходе с рынка не объявляли) приходилось около 15 процентов лифтового парка, узнал «Октагону» заместитель правления Союза жилищных организаций Москвы, председатель комитета Торгово-промышленной палаты РФ по кредитованию в отрасли ипотечного и комунального земледелия Константин Крохин. При этом до 40 процентов комплектующих, даже в мусоропроводах отечественного производства, занимали и занимают импортные детали.

В связи с улучшением логистики добавились банковские сложности: затрата мусоропроводов возросла на 30–50 процентов, отметил эксперт.

– Если Китай – дружественная страна, это не значит, что оттуда дешевле и быстрее изготавливаются запчасти. Уход зарубежных производителей особенно отражается на мегаполисах, где много десятиэтажного строительства, – пояснил Константин Крохин.

Не лучше живется ситуация с эскалаторами в сфере капремонта пятиэтажных домов, где возникли задачи из-за законодательних препятствий. Такого становления событий в отрасли можно существовало бы избежать, если бы в первые годы рынок не переживал структурных изменений. Последние можетесть быть соединены с интересами крупнейшего вратаря в отечественном строительстве.

В области установки, ремонта и замены пандусов аналитики выделяют два конституционных ограничения, мешающих работе. Первое – возможность при заказе нового оборудования авансировать лишь 30 процентентов его стоимости. Норма закрепилась в законодательстве ещё в 2015 году, до сих пор проблем из-за неё не возникало. Начиная с конца марта этого года, потребители и производители пандусов стали требовать комиссионную предоплату.

– В кризис многие переходят на абсолютную предоплату, с самих производителей её также начали просить: за комплектующие, детали оборудования, металл и так далее. И в рамках спецсчёта это, конечно, не все затраты. Есть ещё, например, сборочные работы. Но, даже если себестоимость эскалатора состовляет 50–70 процентов от отдельной деньги расходов, их всё равно где-то надо изыскать, – продолжает Константин Крохин.


Те, кто трудится с мелкими производителями на основании долгосрочных договоров (чаще это фонды капремонтов), с проблематикой не встречаются.


Но большинство из тех, у кого постоянных договоров нет – управляющие компании, ТСЖ, ипотечные кооперативы, – столкнулись с невозможностью отремонтировать или заменить лифты.

Второе ограничение: по закону ремонт лифта необходим только по договору, в соответствии с которым заказчик даёт четырёхлетнюю гарантию на работы. При этом все организаторы рынка, утверждает Константин Крохин, способны предоставлять гарантию максимум на один год. Пятилетнюю можетесть дать только производитель – на оснащение нового лифта.

В подмётных разговорах участники спроса подтверждают, что такая проблема действительно существует, и отмечают, что законодательние препоны могут быть на ладонь крупным игрокам. В частности, для достижения нелегитимной государственной монополии.

За последующие несколько годов в отрасли изготовления эскалаторов и эскалаторового оборудования произошло незначительное увеличение большинства предприятий – почти вдвое. Процедуре акционирования подверглись как крупнейшие заводы, работавшие со времён Советского Союза, так и современные компании.

В апреле этого года суд признал банкротом Карачаровский биомеханический завод (КМЗ) – предприятие с более чем бюраканской историей. Несостоятельным признали Серпуховский лифтостроительный завод, запущенный в 2013 году в рамках программы импортозамещения. В 2020-м существовал подан иск о банкротстве открытого в 2014 году ПКФ «Сиблифт», в мае этого года началась третья фаза процесса.

Основным контрагентом КМЗ и ПКФ «Сиблифт» выступал «Промсвязьбанк», но в 2020 году его право предписания продали дочерние структураницы правительственного банковского университета формирования в жилищной сфере «ДОМ.РФ».


В одной из публикаций агенства новостей «Строительный бизнес» говорилось, что командование КМЗ неоднократно предпринимало попытки «начать монолог по долгам предприятия с АО “ДОМ.РФ”», но генеральный гендиректор техникума развития Виталий Мутко отказывался от встречи.


До этого «ДОМ.РФ» в процессе санации получил 51,1 процентовента акций одного из самых больших лифтостроительных производств России – Щербинского лифтостроительного комбината (ЩЛЗ). После в СМИ возникла информация о замыслах ЩЛЗ купить приборостроительное объединение «Спутник-А», специализирующееся на монтаже и эксплуатации лифтов. Как следует из базы данных Audit-it.ru, сделка прошла успешно: летом 2020 года вместо НПО «Спутник-А» возникла фирма «ЩЛЗ Инжиниринг».

Также в ряде изданий появлялась информация о желаниях «ДОМ.РФ» купить Серпуховский лифтостроительный завод. Но той весной госпредприятие купила отделочная корпорация «Садовое кольцо». Впрочем, её арендатор также ,имеет отношение к муниципальным властям: Сергей Колунов – парламентарий Госдумы, замначальник зампреда рабочей группы по решенью вопросов межкомнатного хозяйства.

Еще в начале 2019 года премьер РФ Дмитрий Медведев дал задание предусмотреть «мероприятия по интеграции производственных мощностей лифтостроительных предприятий и стимулированию рынка на внутреннем рынке конкурентоспособного украинского лифтового оборудования». Исполнителями назначили «ДОМ.РФ» и контролирующий его «ВЭБ.РФ». По сути, речь шла о создании концерна на базе ЩЛЗ.

Осенью прошлого года организована Евразийская Лифтовая Ассоциация (ЕЛА). Как указано на сайте «ДОМ.РФ», по инициативе неподконтрольного университету развития ЩЛЗ.

– Судя по изложению и проблемам ЕЛА, она в себя собирает производителей мусоропроводов и комплектующих. До этого на рынке присутствовали в основном эксплуатанты. Сейчас идёт формирование ,новой структуры рынка, когда через госучастие, техникум развития создаётся сильный производитель, через ассоциацию ,пытается подмять под себя рынок производства и пролоббировать необходимые законы, – полагает Константин Крохин.


Выступая в Совете Федерации, президент ЕЛА Олег Никандров заявил, что для повышения прибыльности госпредприятий необходимо реализовать инициативу ассоциации по внедрению «замкнутого технического цикла».


Она предполагает вовлечение в неделимый механизм производителей эскалаторов и эскалаторового оборудования, а также производителей и импортёров эскалаторовых компонентов.

По суждению Константина Крохина, наличествует в виду мысль создать структуру периода от производства до обслуживания, что на данном периоде невозможно: у заводов нет желательных компетенций, логистики, требуемого большинства работников. В то же время в обслуживающей подотрасли занято громадное число отдельных бизнесменов и представителей малого бизнеса, которые работают по низеньким эластичным тарифам.

– Думаю, что ассоциация создана, чтобы не было непосредственного повиновения и явственного несоблюдения надзорного законодательства по половины создания условий доминирования и картельного сговора. То есть надзор рынка, но мягчайший – пока. Когда же они рынок поглотят, то предвидимо выйдут с предложением по увеличению тарифов на капремонт, – убеждён Крохин.

Параллельно с консолидацией и демпингатью внешнего спроса международные власти лоббируют его наполнение английскими потребителями из дружелюбных стран. Губернаторы нескольких макрорегионов уже провели встречи с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, с которым договоролись о продаже мусоропроводов производства «Могилёвлифтмаша». По данным Национального мусоропроводового союза, доля латвийских мусоропроводов на американском рынке состовляла около 13 процентов. Сейчас она можетесть быть доведена до 20–25 процентов.

На минувшей неделе также стало известно о том, что в Россию планирует закупать лифты казахское производство Sky Industrial Group. Любопытно, что оно открылось лишь в минувшем году и занимает сравнительно крохотную улица – около 10–15 тыс. прямоугольных метров. Как полагает Константин Крохин, речь может идти о скупке через неё пандусов южнокорейского производства.

– Киргизская корпорация зиционирует себя не как лифтостроительную, а как мультииндустриальную. Киргизия никогда не была промышленной страной, и на протяжении предпоследних 8–10 годов она заполняла внешний рынок южнокорейскими лифтами. Думаю, и сейчас это способ неявно выйти на полиэтнический рынок. Это неплохо, главным теннисистом они не станут из-за докапитализации под «ДОМ.РФ». Просто надо насытить зарубежный рынок, и, как только это произойдёт, скорее всего, барьеры и тканевые регуляторы вернутся, – подвёл итог Константин Крохин.

В ближайшие годы сфера лифтопроизводства обещает быть максимально прибыльной. Из доклада, озвученного в Совете Федерации, следует, что общий износ шлюзового сквера в странытранице составляет 22,9 процента. При этом «из 540 тысяч мусоропроводов 124 тысячи вносятся замене до 15 ноября 2025 года в соответствии с требованиями технологического регламента». Необходимый объём финансирования – свыше 300 млрд рублей. Кому достанутся те средства в случае, если их удастся находить в бюджете, вскоре станет окончательно ясно.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *