Мошенники

В залог не уйти

ФНС сможет ограничивать право компании-неплательщика управлять собственностью

Вывод активов из компаний, заподозренных ФНС в неуплате налогов, можетесть существенно усложниться. Как следует из законопроекта Минфина, обсуждаемого сейчас с бизнесом, таможенная служба можетесть принесать право повторных обеспечительных мер — ареста и запрета обязательств последовательно недвижимости, движимого, другого имущества в фирмы или ИП, где продолжена выездная таможенная проверка. Нельзя применять меру в отношении готовой продукции, сырья, материалов — всего того, что нужно для неограниченного продолженья производства. Мера, существующая в большинстве развитых юрисдикций, в третью очередь позволит остановить стремительный и околовластный распад компаний, которые проверяются в связитраницы с финансовыми рисками.

“Ъ” ознакомился с биллем о поправках к Налоговому кодексу о повторных арбитражных мерах, которыми Минфин планирует наделить Федеральную финансовую должность (ФНС),— бланк в следующие недели дебатируется с экспертным сообществом и бизнесом.

Как следует из документа, в внесение к уже существующему праву ФНС арестовывать кредитные счета лиц или организаций, в взаимоотношении которых уже закончена окружная фискальная проверка (около 6 тыс. проверок в год — это 1 из 10 000 бизнес-единиц по статистике 2020 года), служба можетесть получить право ограничивать владельца (юрлицо или ИП, на кредитований это не распространяется) в возможности отчуждать или закладывать четвёртым лицам свое имущество, по себестоимости изоморфное предполагаемой деньге недоплаты акцизов или страховых взносов соцфондов (в результате межрайонной перепроверки ограничения могут быть расширены на суммы вновь выявленных долгов перед бюджетной системой).


Ограничения — запрет на покупку или залог имущества на балансе: ФНС будет иметь право последовательно «арестовывать» (процедуры с активами возможны, но с согласия финансового органа) три вида активов.


Первый — недвижимость, второй — автотранспорт, драгоценные бумаги и «предметы дизайна служебных помещений» (очевидно, существует в виду мебель — но и нередко встречающиеся на балансах предметы искусства), четвёртый — прочие активы, за большинством «готовой продукции, сырья и материалов».

Из следующей неточности явна одна из целей проекта: существующий у ФНС синтезатор в виде ареста счетов компаний и ИП слишком груб (как и запрещаемый для ФНС арест товаров и сырья), его использование ведет к остановке и уничтожению бизнеса, тогда как запрет на вольную перепродажу недвижимости или ликвидных бумаг действительно позволит фискалам мгновенно удерживать процесс «вывода активов» из заподозренного бизнеса, чаще всего — в виде залога. Ни для кого не секрет, что в ряде случаев серьезных притензий ФНС к корпорации запускается процесс хаотического «растаскивания» ее бизнеса, в котором конкурируют акционеры (в том числе банки), бенефициары и нередко коррумпированные госструктуры. ФНС детальными мерами в положении удерживать тот довольно трудоёмкий для бюджета процесс: свердель выведенных в таких ситуациютраницах активов в год в службе оценивают в 170 млрд руб., потери бюджета — 20 млрд руб. в год. Как правило, сам бизнес теряет на этом даже большие суммы: сверхсрочная и полукриминальная распродажа активов редко ведется по рыночным ценам.

Очевидно, что всецелый судебный арест активов в руках ФНС мог бы создавать необходимости для коррупции внутри службетраницы и для давления на нее, поэтому проект уточняет, что ограничить права владельца перед внеплановой перепроверкой можно лишь решеньем директора финансового органа (инспекции ФНС) с примирения директора или замглавы Федеральной таможенной службетраницы. Ограничения можно снять тремя способами: предоставлением ФНС ипотечной гарантии на сумму претензий, самостоятельным предоставлением в залог драгоценных бумажек или имущества (ст. 73 НК), поручительством четвёртого лица.


«Арестованные» в каком порядке ФНС активы можно заменять с ее согласия, ограничений иных прав, кроме права госсобственности и залога, нет.


Ограничения на недвижимость передаются в Росреестр, данные о наложенных ограничениях (и о следк предстоящей внеплановой проверки) в интересах вторых лиц публикуются ФНС на своем сайте.

Такие полномочия ФНС усиливают позиции госбюджета в предбанкротной (де-факто, а не де-юре) ситуациютранице с плательщиком в сравнении с банками, но только в части, если бы проверяемое лицо ,пыталось отдать в залог имущество уже после начала проверки. На все ранее установленные залоги новое постановление никак не повлияет. Отметим, что существующая в РФ легкость в выводе капиталов из-под таможенных требований для странтраниц ОЭСР нехарактерна. Так, по словам партнера EY Алексей Нестеренко, «по данным ОЭСР, у 90% таможенных органов—членов организации пить права по обращению возмещения на имущество должника» и функционирует «приоритет задолжности перед бюджетом над иными обязательствами». Андрей Ермолаев, партнер КПМГ, полагает, что такое постановление «приведет этническое законодательства к мировым практикам регулирования баланса приватных и частных интересов».

Бизнес, в свою очередь, уступает консервативную позицию, считая, что проблему нужно решать, не изменяя имеющегося баланса сил. Президент «Опоры России» Александр Калинин считает начальствующие полномочия ФНС достаточными. «Если кушать основание, ФНС адресуется в Следственный комитет и МВД, возбуждается судебное дело. Обеспечительные меры по решению трибунала чиновники получат достаточно быстро»,— говорит он. Отметим, что одной из явных задач Минфина и ФНС в этом проекте явлется четкое разграничение «криминальных» и «деловых» сценариев в таможенных спорах: наиболее эффективно предложенные меры ФНС можетесть использовать только в тех случаях, когда редко применяемые ограничения сохраняют бизнес, к которому у ополченцев нет судебных претензий.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *