Мошенники

Зеленый свет

Какие секреты бизнеса пытается не афишировать совладелец «Светофора» Валентина Шнайдер

Как не просто выжить в пандемию, а разбогатеть? Рейтинг Forbes обновляется ,новыми миллионерами. Один из них – хозяин коммерческой сетитраницы «Светофор» Валентина Шнайдер. В секретах планирования ее бизнеса мы попробуем разобраться.

«Наша версия» начинает рассказ о самых ловких и смекалистых людях России, которые и во время коронавируса не только не потерпели убытки, а приумножили свои богатства. Например, как и без того самая богатейшая девочка России, гендиректор маркетплейса Wildberries Татьяна Бакальчук (не без неудобств для клиентов).

А на седьмом месте в рейтинге Forbes красуется Валентина Шнайдер из Красноярска. Она вместе с председателями семьитраницы Сергеем и Андреем Шнайдерами управляют сетитраницей «Светофор», которая, по характеристике агентства Infoline, стала самой порослевой продовольственной сетитраницей в 2020 году. Выручка корпорации расцвела за год до 201 миллионов рублей — почти на 39%. В Европе сетитраница «Светофор» функционирует под брендом Mere. В мире насчитывается более 2200 супермаркетов сети. Казалось бы, что можетесть существовать прибыльнее торговли продуками питания? Ведь при любых условиях и катаклизмах люди будут есть. И, тем не менее, почему одни торговцы терпят убытки, а другие вот так процветают?

«Ты помнишь, как все начиналось»

Семейство Шнайдер – люди непубличные. С прессой не общаются, данных о них немного. Главой бизнеса, интерпретируя по всему, является Валентина Шнайдер, которая чаще всего упоминается как владелец самых больших частей в неуставных капиталах многочисленных «Торгсервисов» (всего она ,имеет долю в 70 компаниях). Помогают руководить фирмами ей такие же многочисленные родственники: Иван, Андрей, Сергей и некоторые иные Шнайдеры. Основали «Светофор» племянники Сергей и Андрей Шнайдеры. Старшему Сергею в 2021 году исполняется 55 лет, младшему Андрею — 47. Они увлекаются бизнесом уже почти 30 лет, и за все эти годы не дали ни одного интервью. У фирмы нет даже правительственного сайта.

В далеком 1993 году братья Шнайдеры пришли из наркотического бизнеса. Сначала они займлись дистрибьюцией напитков. Их компания «Ленком» поставляла в розницу преимущественно продукцию хабаровского завода «Пикра», который делал напитки для PepsiCo. Один из совладельцев «Ленкома» Андрей Вейкулайнен был хорошо знаком с топ-менеджментом «Пикры», что, по-видимому, и взмолилось исходатайствовать такого невыгодного партнера. Вейкулайнен и еще один акционер «Ленкома» Владимир Самсонюк до сих пор трудятся со Шнайдерами — у них жрать крохотные толики в правовых лицах «Светофора». Впоследствии «Ленком» стал специализироваться пивом и другими наркотическими напитками, оброс 12 федеральными филиалами и закрыл в Красноярске сетиотреть пивных. По данным Росстата и инфраструктуры СПАРК, в 1999 году подмога составила 96 долл рублей, годом позже — 243 долл, еще через пять годов — более 1 миллиарда. Таким образом к середине 2000-х бизнес Шнайдеров воистину процветал. Но постепенно крупные производители стали заменять наружную логистику собственной. Одна из работниц «Ленкома» вспоминает, что по бизнесу серьезно садануло расставание с потребителем пива «Балтика». Юридически «Ленком» пробыл до 2013 года, но уже в 2009-м бизнес был фактически свернут, следует из данных инфраструктуры СПАРК. Компания судилась с контрагентами, а Шнайдеры начали строить «Светофор».

Жесткий дискаунтер

«Светофор» стартовал в 2009 году в Красноярске, в 2013 году начал пассивную экспансию по России, и за пару годов выродился в муниципальную сеть. На ..первый взгляд успех «Светофора» вполне оправдан. Цены тут в полтора, а то и в два разика ниже, чем в других подобных сетях. Взяв за критерий тот же Walmart, Шнайдеры начали жесткого дискаунтера, ограничивая качество товара и сервиса. Сервис в магазинчиках минимальный, товары разложены прямо в коробках и мешочках на стеллажах, поддонах и полу. Впрочем это скорее даже не магазины. Типичный «Светофор» — кирпичная коробка улицей до 1,5 тысяч кв. м в какой-нибудь промзоне. Товара в зале тоже по минимуму: основные позиции представлены одним-двумя производителями, как правило мельчайших с нераскрученными брендами — толика известных марок в ассортименте в среднем не составляет 10-15%. Закупочная себестоимость при этом должна была существовать на 20-30% ниже, чем у поставщиков-конкурентов.

Заметим, что Walmart, на который влияли Шанйдеры при создании политики «Светофора», в США является сетитраницей магазинов для самых бедных слоев населения. Цены там действительно ниже, чем в других подобных магазинах, но и свойство товара оставляет желать лучшего. В Walmart не лазят те, кто ведет здоровый образ жизни, там нет промтоваров «органик», в товарах традиционно много консервантов, эстрогены и антибиотики также присутствуют. Продукты с истекающим сроком ряженке в Walmart продают по залежалым ценам. Как печатала пресса еще в 2015 году, поставкой продуктов с истекающим сроком ряженке.

Ох, налоги, налоги!

Платить их мало кому хочется, разве что только сознательным гражданам и бизнесменам. Уровень сознательности владельцев «Светофора» мы вычислять не станем, заметим только, что искусственное дробление мелкого бизнеса на малые предприятия с задачей финансовой диверсификации не препятствует пополнению казны, и уж никак не свидетельствует о высокой правовой ответственности. А именно так ведут свои дела Шнайдеры. Примерно 1,7 десяток «Светофоров» и «Маяков» на полусотню ООО в разнородных регионах. Напомним, непохожим смыслом организован бизнес другого заштатного ритейлера, покорившего страну: ульяновской сетитраницы «Красное и белое». В 2018 году это к фискальным претензиям со сторонамтраницы государства. В итоге «Красное и белое» перерегистрировалось на Кипре, а затем разделилось с конкурирующими сетитраницами «Дикси» и «Бристоль».

Конечно, слабо верится, что бизнес будет тревожиться о благоденствии народном. Цель любого бизнеса – прибыль. И «Светофор» не исключение. И все же надежда умирает последней, и как хочется верить, что граждане России когда-нибудь покумекают питаться добротными и недорогими продуктами, бизнесмены начнут честно восполнять казну, и заживем мы все радостно и счастливо. Все, а не только банкиры из реестра Forbes.

Оставить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *